«Бомбил и смеялся»: как трагедия в Зугрэсе превратилась в пропагандистский штамп
Виділіть її та натисніть Ctrl + Enter —
ми виправимo
«Бомбил и смеялся»: как трагедия в Зугрэсе превратилась в пропагандистский штамп
В эфире канала «Наш» двое ведущих — Анастасия Гусарева и Александр Лирчук — 25 ноября обсуждали с телезрителями вопрос «хотят ли украинцы изоляции Донбасса?». В студию звонили люди как с оккупированной, так и подконтрольной Украине части Донбасса, а также из других регионов, и рассказывали ведущим, что они думают по этому поводу. Одна из звонящих, некая Валентина из Донецкой области, рассказала, что никакого объединения ОРДЛО не будет, поскольку местные жители не могут простить «убийства невинных людей». Она также сказала, что видела, как пилот ВСУ «летел так низко, что люди по подвалам прятались, и смеялся».
На эту маловероятную историю первым обратил внимание журналист Денис Казанский, написавший в своем телеграм-канале: «Раньше фейки про распятых мальчиков и изнасилованных карателями бабушек показывали российские СМИ. А теперь этим занимаются уже украинские телеканалы.
В эфир канала "Наш" вывели звонок якобы жительницы ОРДЛО, которая рассказала, что лично видела, как украинский самолет бомбил мирных жителей Донбасса, и в кабине было видно летчика, который сидел и смеялся.
Никто из ведущих, разумеется, не пояснил, что такого быть не может. Эта дичь выдается за чистую монету».
Действительно, ведущие, пока Валентина рассказывала о «смеющемся летчике», фактически не перебивали ее: один раз, в самом начале ее рассказа, Гусарева уточнила, «видела ли Валентина своими глазами или ей кто-то рассказал», как «в Степановке Ярош сгонял людей на блокпосты», а в «Шахтерске убивали невинных людей», — и Валентина подтвердила, что была очевидцем. А затем она стала перечислять по датам и другие «военные преступления ВСУ». «Как в Зугрэсе детей самолет расстрелял на ставке» и «как в Снежном самолет дом бомбил», и уже в конце своего выступления добавила, что видела «ваш самолет всу-шный, и низко до того летит, что люди прятались, ползли в подвалы оттого, что летит низко, — и еще и смеется тебе в глаза, видно летчика». Лирчук уточнил: «Видно летчика? Смеется прямо?» — и продолжил сосредоточенно слушать. Елена Бондаренко, которую все это время было видно на экране, — она ждала своей очереди прокомментировать тему — одобрительно кивала на словах о расстрелах мирных жителей.
О каких именно событиях в Снежном, Шахтерске, Степановке говорила Валентина ведущие не уточнили. Но история про «Зугрэс и убитых украинским самолетом детей» довольно часто фигурирует в рассказах о событиях на Донбассе — в разных вариациях.
14 августа 2014 года в украинских и российских СМИ появилось сообщение о том, что накануне, 13 августа в городе Зугрэс погибли в результате обстрела люди, в том числе дети. НВ сообщило «В Зугрэсе под Донецком обстреляли детский пляж: не менее 20 погибших». В самой новости сообщалось, что «несколько залпов минометного обстрела поразили цели в городе: школу, детский пляж, городской стадион и подконтрольную Ринату Ахметову Зуевскую ТЭЦ». Откуда и кто стрелял, не уточнялось. Информация была взята из фейсбука пресс-секретаря ахметовской компании Натальи Емченко. На следующий день, со ссылкой на Департамент охраны здоровья в Донецкой области «Обозреватель» и другие СМИ написали, что погибших было 15, включая троих детей. В сообщении департамента упоминался «взрыв снаряда»; с такой же формулировкой вышла новость на «УП». Штаб АТО заявил, что ВСУ не обстреливало город, соблюдает перемирие, а Зугрэс находится на территории, контролируемой боевиками.
В то же время 14 августа в Российском информационном агентстве «Новости» появилась новость о 15 погибших (12 взрослых, трое детей) в Зугрэсе со ссылкой на тот же департамент здравоохранения. В новости также сообщалось, что «Зугрэс был обстрелян минами, они взорвались у школы, на детском пляже, на городском стадионе и на Зуевской ЭТЭЦ». Кто стрелял, в новости не сообщалось, однако уточнялось, что «силовики и ополченцы в Донецке всю ночь со среды на четверг обменивались ударами из артиллерии — ударам подверглись Снежное и Зугрэс». Такая же новость об «обстреле» вышла и на пропагандистском ресурсе «Политнавигатор» — вообще без упоминания ВСУ или самолетов.
Ни украинские, ни российские государственные СМИ первоначально ни разу не упоминали об авиаударе, но об «украинском самолете, бомбившем пляж», сразу же стали писать в соцсетях и в материалах пропагандистских СМИ вроде «Новороссия-ТВ». Затем таких новостей стало больше — и год спустя о «самолете» уже писали как об общеизвестном факте. Например, об «авиаударе» рассказывала переселенка из Зугрэса, которая была тяжело ранена при этом обстреле, в 2015 году. В том же году российская певица Юлия Чичерина записала песню о гибели детей в Зугрэсе: она начинается с фразы «меня убил красивый большой самолет».
После лета 2015 года во всех новостях так называемой ДНР и в российской прессе стали писать о трагедии в Зугрэсе только как об «авианалете», «авиаударе», бомбардировке «самолета» и с использованием «кассетных бомб». И хотя в 2014-м «Новороссия ТВ» сообщала еще про «пять сброшенных авиабомб», пять лет спустя они превратились в «десятки кассетных бомб» — об этом, например, «Комсомольской правде» также рассказывает «очевидец». Разнится также и количество упоминаемых жертв: в 2015-2016 годах писали о 15 погибших, в 2014-м и 2019-м — о 20 погибших, в 2020-м — о 13 жертвах. В репортаже «Радіо Свобода» 2020 года пишет о «19 погибших в результате обстрела», в докладе Харьковской правозащитной группы 2018 года со слов той же переселенки упоминаются и «авианалет», и «кассетные бомбы», но «40 погибших».
Отметим, что в январе 2020 года в «Министерстве информации ДНР» состоялась пресс-конференция, на которой официальное ведомство сообщило, что в Зугрэсе погибли 12 человек (в их числе трое детей). Кроме того, на пресс-конференции «представили доказательства», что город обстреляли из «РСЗО БМ-30 "Смерч"», использовав запрещенные кассетные боеприпасы», — и обвинили в этом, конечно, ВСУ. Однако авторы доклада подчеркнули, что нет никаких доказательство того, что люди погибли в результате авиаудара — их не обнаружили. Ту же информацию опубликовали в «официальной республиканской газете "Голос республики"».
При этом в августе 2020 года, в пятую годовщину трагедии и полгода спустя после «доклада в Министерстве информации», все местные СМИ и официальная страница «ДНР», снова написали про «авианалет». В заметках опять упоминалось разное количество жертв, а в агентстве «ДАН» использовали такую формулировку: «По разным подсчетам, убиты около двух десятков человек, в том числе дети».
В итоге шесть лет спустя в украинских СМИ нет ясной картины трагедии в Зугрэсе. Более того, нет результатов официального расследования — и неизвестно даже, велось ли оно Украиной, хотя погибли украинские граждане и к их смерти могли быть причастны украинские граждане — как военнослужащие, так и те, кто воевал в составе группировки «ДНР». Государство должно рассказать эту историю, но вместо этого ее рассказывают пропагандистские СМИ, как российские, так и региональные, донецко-луганские. Их сообщения про «авиаудар» базируются на рассказах «очевидцев», которые могут рассмотреть улыбающегося летчика в кабине самолета, определяют на вид «кассетные бомбы» и по звуку — тип самолета, из которого их выпустили. Или на словах реальных жертв трагедии, которые рассказывали о том, что видели падение снарядов с неба — но могут ли гражданские отличить авиаудар от артиллеристского удара, никто не уточнял. Поскольку история про «бомбежки мирных городов» Донбасса — одна из самых тиражируемых в пропагандистских СМИ, лишние подробности ни к чему. А благодаря ежегодному ритуалу возложения цветов к памятнику погибшим в Зугрэсе неподтверждённая, но десятки раз рассказанная история про «авианалёт» становится единственной, и для многих автоматически «правдивой». И любой житель ОРДЛО, а теперь и зритель канала «Наш» уверен, что украинские самолеты сбрасывали бомбы на детские пляжи.