Как западные СМИ сделали Украину главным поставщиком «неонацизма в Европу»

Как западные СМИ сделали Украину главным поставщиком «неонацизма в Европу»

12:51,
27 Листопада 2020
5081

Как западные СМИ сделали Украину главным поставщиком «неонацизма в Европу»

12:51,
27 Листопада 2020
5081
Как западные СМИ сделали Украину главным поставщиком «неонацизма в Европу»
Как западные СМИ сделали Украину главным поставщиком «неонацизма в Европу»
А российская пропаганда использовала эти публикации в своих целях

В британской The Guardian 22 ноября вышла статья о том, как компания Facebook в течение двух лет игнорировала целую сеть неонацистских групп в Facebook и Instagram. Эта статья называется «Facebook осудили за поддержку неонацистской сети с британскими связями», и она основана на докладе неправительственной организации «Центр противодействия цифровой ненависти» (CCDH), который проанализировал десятки групп в социальных сетях и связал их с распространением экстремистских идей в Европе. Причем в статье был назван и источник этих идей — два украинских «неонацистских экстремистских движения», «батальон «Азов» и Misanthropic Division (MD), которые «стремятся экспортировать свою идеологию в Европу». Делают они это, по мнению авторов доклада, продвигая свои идеи через товары, которые содержат соответствующие логотипы, изображения и лозунги, и привлекая в свои группы все большее число сторонников — по оценкам исследователей, в этих более чем 40 группах состоит около 80 тысяч человек. Некоторые участники этих групп в разных странах причастны к совершению уголовных преступлений — нападений, провокаций и терактов, и сейчас арестованы или отбывают наказания, в том числе, в Великобритании. Позднее схожий материал на основе доклада CCDH опубликовал и американский Newsweek и российский «Коммерсант».

В статьях указывается, что, хотя Facebook декларирует борьбу с распространением ненависти, призывов к насилию, токсичного контента или экстремистских идей, два года спустя после того как CCDH обнаружила эту сеть и обратилась в компанию, большинство групп все еще не были удалены. Кроме того, руководство Facebook обвиняют в том, что компания «поставила под угрозу общественную безопасность, позволив неонацистам финансировать свою деятельность через Facebook и Instagram», продавая определенные товары, включая одежду, и собирая деньги через эти платформы.

Организация CCDH возникла в 2017 году, и ее деятельность, как сообщается на сайте, «направлена на увеличение экономических, политических и социальных издержек всех частей онлайн-инфраструктуры, которые поддерживают и часто получают прибыль от распространения ненависти и дезинформации». То есть CCDH сначала выявляет токсичный контент, а затем пытается заставить платформы как можно скорее его удалить. До того, как уделить внимание неонацистским группам, CCDH провела ряд других кампаний. Например, отслеживала в соцсетях фейки о коронавирусе, анализировала психологию интернет-троллей и вовлекла в противодействие троллям известных людей, создала ресурс для убеждения рекламодателей отказаться от размещения рекламы в «фейк-ньюз» и продвигала идею удаления «антивакцинаторских групп» в социальных сетях. На исследования этой организации ссылаются десятки западных медиа.

В начале своего доклада о деятельности неонацистских групп в соцсетях его авторы кратко сформулировали основные тезисы:

  • ультраправые экстремисты используют Facebook и Instagram, чтобы привлечь новую аудиторию и получать доход от продажи неонацистских товаров; а также Telegram  для организационных вопросов;
  • Wix, Wordpress, GoDaddy, PayPal и Western Union также поддерживают эту сеть, предоставляя им хостинг или переводя деньги;
  • многие, но не все элементы этой сети связаны с «двумя украинскими группировками» («Азов» и MD в докладе есть примеры групп или аккаунтов по всему миру, одна из крупнейших групп  из России.

В целом из 87 ссылок на аккаунты, приведённых в докладе, почти половина ведет на украинские группы или аккаунты разной численности — от 10 человек до нескольких тысяч; ни одна из них не насчитывает больше 14 тысяч. Обнаружить эту сеть было несложно: про украинских ультраправых и их связи с российскими и европейскими группировками регулярно и подробно пишет Bellingcat. Также много о движении «Азов», его экспансии в Европу и борьбе с ним со стороны социальных платформ пишет журналист Кристофер Миллер — для «Радио Свобода» и BuzzFeed. Ссылки на эти материалы есть в докладе, и все, что написано об «Азове» и «украинских неонацистах» в нем, почерпнуто из предыдущих публикаций в СМИ и докладов международных органов и депутатского запроса немецкой пророссийской фракции Die Linke. Часть этих сведений без изменений транслируется в СМИ с 2014-2015 годов.

Поэтому и доклад CCDH, и основанные на нем уже новые публикации содержат неточные формулировки и опускают детали, а сам доклад пересказан  в The Guardian отрывочно. Так что у незнакомого с контекстом читателя вполне может сложиться мнение, что «батальон "Азов"» — это «добровольная милиция» или «неонацистское военизированное образование». А «украинская Misanthropic Division» — основной источник неонацизма в Европе, чья разветвленная сеть преданных сторонников расположена на всех континентах.

MediaSapiens попросил Вячеслава Лихачева, исследователя праворадикальных движений, прокомментировать публикацию The Guardian.

«Очевидно, что пишущий не очень понимает, о чем он пишет. На то, что "Азов" уже 6 лет как не батальон, а полк, неудобно даже и внимание обращать. Важнее, что "Азов", если мы говорим о вооруженной части на фронте,  это не политическая группа, не движение и не неформальная парамилитарная "милиция". Более того, в отличие от некоторых других формирований, "Азов" никогда не был "парамилитарной группой", а с момента своего создания был сначала отрядом особого назначения в составе МВД, потом (с сентября 2014 года.  Ред. полком Национальной гвардии.

Военная часть Национальной гвардии не может быть неонацистской так же, как она не может быть "либеральной" или "социал-демократической", поскольку это не политическое движение. Можно говорить, что "Азов" создавали (и были на первом этапе его ядром и командирами) люди с неонацистским бэкграундом, выходцы из неонацистских организаций, высказывавшие неонацистские взгляды, и это будет правда. В том числе, применительно к Билецкому (Андрей Билецкий был первым командиром полка.  Ред.) персонально. Более того, в символике "Азова" использовались эмблемы неонацистских групп, ранее возглавлявшихся Билецким и иная праворадикальная символика. Но "батальон Азов" от этого "неонацистским движением" не стал», — подчеркивает Лихачев.

Впрочем, The Guardian далеко не единственная газета, которая именно так называет «Азов» — и в 2014-м, и в 2020-м так его характеризуют множество людей, включая журналистов и сенаторов США. Кроме того, во многих публикациях явно путают полк «Азов» с гражданским корпусом «Азова», собственно общественно-политическим движением, и партию «Национальный корпус», также организованную Андреем Билецким и его окружением.

Об упомянутой в The Guardian «украинской неонацистской группировке Misanthropic Division» (MD) СМИ пишут гораздо меньше. Возникла она, как считает Лихачев, в Украине в конце 2013 года «под влиянием россиян». «MD  в какой-то степени ответвление или отколовшаяся группа от международной сетевой группировкой WotanJugend, которая находится под контролем россиян. Но появился MD все-таки в Украине, и хотя там изначально присутствовали россияне, они не преобладали, так что MD корректно называть украинской группировкой», — говорит Лихачев. Историю MD рассказывало издание «Страна.юа», не ссылаясь на конкретные источники, и утверждало, что группировка была создана «харьковскими футбольными фанатами с неонацистскими взглядами» в 2013 году.

При этом из материалов дела, опубликованного на сайте российского следственного комитета, следует, что группировка возникла в России — ее организовал Дмитрий Павлов, гражданин Беларуси, проживавший в РФ, в октябре 2013 года. СК РФ сообщает, что «с началом революционных событий на Украине (так в оригинале.  Ред.) в 2014 году деятельность "Мизантропик дивижн" приобрела международный характер и стала более радикальной. Ячейки сообщества были открыты в 19 государствах, в числе которых не только Россия, Беларусь и Украина, но также Германия, Франция, Польша, Англия и другие европейские страны».

Украинские СМИ о группировке с таким названием впервые сообщили в марте 2014 года — во время перестрелки на улице Рымарской в Харькове. Тогда пророссийские (частично – российские; вероятно среди нападавших был россиянин Арсен Павлов, известный как Моторола) радикалы попытались напасть на помещение, где располагалась ультраправая организация «Патриот Украины», которой руководил все тот же Андрей Билецкий. В результате перестрелки погибло два человека, еще четверо получили ранения. На нескольких видео и фото, выложенных изнутри «осажденного» здания «Патриота Украины», два человека позировали с флагами MD.

Позднее название группировки стало известно всей стране, когда в октябре 2016 года неизвестные от ее имени взяли на себя ответственность за убийство Павлова (Моторолы). Большинство экспертов сходится во мнении, что это была информационная провокация и MD не имел никакого отношения к убийству боевика. То же самое заявлял и «официальный представитель» MD Роман Железнов.

Железнов — россиянин, «национал-социалист» из группировки «Реструкт», известной своими нападениями на людей. Был соратником российского неонациста Максима Марцинкевича, более известного как Тесак, а позднее входил в уже упомянутую сетевую группировку WotanJugend. После начала войны на Донбассе Железнов перебрался в Украину и присоединился к полку «Азов», в котором служили, по всей видимости, большинство участников группировки MD. Правда, Железнов называл себя «волонтёром» — как не гражданин Украины, он не имел права служить в Нацгвардии. В России против него было возбуждено дело по статье «наемничество» — и это третье уголовное преследование Железнова. Именно этот человек от имени MD выступал на «Громадськом», рассказывая, что люди, которых задержали за убийство Павлова в «ДНР», не имеют никакого отношения к их группировке.

Последний раз, когда в украинских СМИ фигурировала MD, — это нападение на ромский лагерь в 2018 году, в результате которого один человек был убит, а четверо ранены. Полиция тогда задержала восемь человек, которые назвали себя участниками группы «Трезвая и злая молодежь», но у них была символика MD. Были ли они ответвлением от MD, неизвестно.

«MD развивался по модели скорее сетевого бренда, чем организованной структуры, и быстро стал международным брендом. Например, на польском митинге на день независимости пару недель назад были люди с символикой MD,  говорит Лихачев. — Собственно, эти современные сетевые группировки в первую очередь именно так и воспроизводятся: это не "организация"  это самоидентификация, дублирование эмблем, символов, атрибутов, и воспроизведение определенных идеологических и поведенческих стереотипов».

Такой способ распространения идеологии не совсем похож на описанный в The Guardian «экспорт неонацизма из Европу в Украину». И понятно почему: статья была не столько про Украину, сколько про Facebook, который, по мнению критиков, слишком мало уделяет проблеме распространения ненависти в сети — и журналисты не стали утомлять читателей «лишними» пояснениями и контекстом. Зато этот контекст восполнили российские СМИ — причем сообщили прямо противоположные вещи, пересказывая одну и ту же статью. В «Российской газете» в заголовке сообщили, что «украинские экстремисты финансируют неонацистские группы в Британии». А в «Известиях», что «вырученные деньги от продажи товаров на неонацистских пабликах посылают экстремистам на Украину». Что бы ни писали на эту тему российские пропагандисты, в докладе не сказано, что деньги куда-то поступают централизовано — лишь о том, что «фашистская финансовая сеть» связана с двумя украинскими «группировками».

Уже после публикации доклада в ответ на запросы журналистов Facebook сообщила, что удалила еще 250 аккаунтов «белых супрематистов» — сейчас практически все приведенные в докладе ссылки не открываются. Представители компании также добавили, что с июля по сентябрь соцсеть удалила четыре миллиона материалов, распространяющих ненависть, и более 97 % выявила самостоятельно, без обращений пользователей. Но ее продолжают критиковать за нерасторопность.

Фото: counterhate.co.uk

Читайте також
ГО «Детектор медіа» понад 20 років бореться за кращу українську журналістику. Ми стежимо за дотриманням стандартів у медіа. Захищаємо права аудиторії на якісну інформацію. І допомагаємо читачам відрізняти правду від брехні.
До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування ідей та створення якісних матеріалів, просувати свідоме медіаспоживання і разом протистояти російській дезінформації.
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Коментарі
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
psixiatr
18:09 / 04.12.2020
Helga, у нас нема ніяких неонацистів чи ще когось із таких, більшість неонацистів в "днр" "лнр".
Helga
21:59 / 27.11.2020
А може треба зсередини держави вирішувати цю проблему, викорінюючи неонациські ультраправі рухи, а не дивитися, що там пише про нас московська преса? Чи краще замовчувати це питання, а тих, хто його підіймає називати п'ятою колоною, як це буває у фейсбучику? Хмм
2019 — 2024 Dev.
Andrey U. Chulkov
Develop
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду