МАРИЯ АРБАТОВА: «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ ДАВНО СИДЯТ В ИНТЕРНЕТЕ ИЛИ СМОТРЯТ ПЛАТНЫЕ КАНАЛЫ»

00:00,
13 Листопада 2010
1421

МАРИЯ АРБАТОВА: «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ ДАВНО СИДЯТ В ИНТЕРНЕТЕ ИЛИ СМОТРЯТ ПЛАТНЫЕ КАНАЛЫ»

00:00,
13 Листопада 2010
1421
МАРИЯ АРБАТОВА: «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ ДАВНО СИДЯТ В ИНТЕРНЕТЕ ИЛИ СМОТРЯТ ПЛАТНЫЕ КАНАЛЫ»
Российская писательница, общественный деятель и практикующий психоаналитик Мария Арбатова – о своем отношении к реалити-шоу и месте программ этого формата в культурной жизни общества  

 

Тема сегодняшнего разговора родилась сама собой. Вспомнилась история с программой Первого канала «Розыгрыш». Создатели развлекательного шоу решили пошутить над Марией Ивановной. Результатом организованного розыгрыша стало ее обращение в суд с требованием закрыть программу и выплатить моральную компенсацию. Программу не закрыли, но 25 тысяч рублей устроителей шоу обязали выплатить. Ранее Мария Ивановна общалась на юридическом языке с другим российским телеканалом – СТС, который забыл выплатить денежный приз, выигранный ее сыновьями в одной из программ.

 

Мария Арбатова не раз признавалась, что если бы людей, обращающихся в суд, было больше, то из эфира пропали бы программы, создатели которых делают развлечение, построенное на унижении человека. В число таких программ можно записать и некоторые реалити-шоу.

 

– Отношение зрителя к подобного рода программам весьма неоднозначное. С одной стороны, медиаэксперты говорят о том, что общество уже устало от реалити-шоу. С другой – рейтинги реалити-шоу достаточно высоки. Особенно популярен «Дом – 2», который даже успел попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Как Вы считаете, что привлекает зрителя в реалити-шоу? Помогает ли этот формат решить какие-то повседневные задачи, снять напряжение  и т. п.?

 

Успех реалити-шоу объясним тем, что команды, которые создают их, профессионально работают с адресной группой. «Дом 2» очень четко обращен к молодой необразованной и инфантильной части общества. Эта аудитория идентифицирует себя с героями, дурно говорящими по-русски и решающими жизненные проблемы с тем багажом, который вынесен из родительского дома. С одной стороны, это содействует селекции на понижение интеллекта и вкуса. С другой эти телезрители больше нигде не могут найти ответы на свои вопросы. Лично мне не интересно смотреть это дольше пяти секунд, но я не нахожусь в протестной возрастной группе и не имею дефицита в области жизненной стратегии.

 

– В прошлом году шоу «Дом – 2» запретили показывать в дневное и вечернее время в эфире российских телеканалов, в нынешнем – шоу «реабилитировали». Видимо, в нем не нашли ничего, что идет вразрез с общественной моралью. Что Вы думаете по этому поводу?

 

Моя личная позиция ликвидировать его в принципе. Но поскольку для кого-то оно важно, я за то, чтобы оно шло в ночное время.

 

– Насколько безопасна вовлеченность [зрителя] в экранные перипетии? Ведь как бы там ни было, зритель сопереживает какому-то герою, пытается увидеть в нем свое отражение... Или это ошибочное мнение?

 

Предмета опасности я в данной теме не вижу. Живой человек всегда кому-то сопереживает и всегда оттачивает свои поведенческие стереотипы на чьих-то примерах. Другой вопрос, что, с моей точки зрения, в «Доме 2» эталонируется быдловатость. Но на вооружение по жизни ее все равно возьмут только дети, выросшие в неблагополучных малокультурных семьях. 

 

– Мария Ивановна, Вас приглашали на съемки «Последнего героя». Вы отказались, считая, что подобные проекты унижают человека. Почему, на Ваш взгляд, обществу хочется видеть такое унижение, а участникам – унижаться? Сомнительно, что причина только в размере получаемого приза.

 

 – Естественно, я отказалась. Такие проекты унижают лично меня, хотя я знаю массу людей, которые готовы «родину продать», чтобы «посветиться» на Первом канале [Россия]. А общество только что вышло из тоталитарного ощущения жизни, и ему, естественно, приятно видеть, как гламурные персонажи падают лицом в грязь и едят червяков. Для многих артистов это несложное задание, они делают подобные вещи на съемках профессия такая.

 

– Но, наверное, даже для самих участников условия шоу могут быть непосильными…Еще до начала состязаний того же «Последнего героя» Виктор Ерофеев и Никита Джигурда, которые уже и на остров приехали, отказались участвовать в проекте. Хотя, надо признать, что недовольных оказалось всего двое. Остальным все понравилось? Каково Ваше отношение к тем людям, которые соглашаются участвовать в таких проектах?

 

С Ерофеевым и Джигурдой поступили по-хамски. Им даже не дали в руки договора. Мне жаль, что они не завели судебное дело. В этом контексте хотелось бы упомянуть шоу «Розыгрыш [выходит на российском Первом канале]». Я была единственным человеком, который подал в суд на программу и выиграл этот процесс благодаря блистательному адвокату Людмиле Айвар. Хотя вся адвокатская элита пообещала съесть свои шляпы, если мы выиграем. За отказ от иска мне предлагали деньги, меня это, как вы понимаете, не сломало. Масса артистов, попавших в «Розыгрыш», потом консультировались со мной. Но больше никто не подал в суд. Зато эти люди, даже запретив программу с собой для показа, немедленно появлялись то в рекламе, то начинали вести передачи. Иными словами, бонусы, полученные за отказ от чувства собственного достоинства, были видны всей стране. Мне их жаль.    

 

– Насколько безопасно для человека участие в реалити-шоу? Нередко в Сети появляется информация о том, что участники заканчивали суицидом [речь не об украинских или российских программах]. Каков, по Вашему мнению, портрет участника реалити-шоу? Какие цели может преследовать человек, соглашаясь на участие в такой программе, или какие психологические задачи решать?

 

 – Я не могу говорить о суицидах, тут нужна серьезная статистика. Не думаю, что там суициды чаще, чем в целом по стране. И портрета рисовать не буду. Можно говорить, что это экстраверты, пытающиеся реализоваться через публичную деятельность.

 

– Вы сами смотрели какое-нибудь реалити-шоу?

 

Увы, я сразу переключаю. Мне это не интересно. Да и времени лишнего нет.

 

– Некоторые медиаэксперты отмечают, что интерес зрителей к реалити-шоу является своего рода лакмусом трансформаций в обществе: низкая культура превалирует над элитарной, и последняя оказывается в услужении у первой. Как Вы думаете, так ли это?

 

Элитарной культурой на планете пользуется всего пять процентов населения, остальные пользуются маскультурой. И в этом смысле сериалы, юмористические программы и концерты ориентированы на низкий культурный уровень. Вопрос в том, что интеллектуальный зритель давно не смотрит общий телевизор, разве что новости, канал «Культура» [Россия] и несколько политических ток-шоу. Интеллектуалы давно сидят в интернете или смотрят платные каналы.  

ГО «Детектор медіа» понад 20 років бореться за кращу українську журналістику. Ми стежимо за дотриманням стандартів у медіа. Захищаємо права аудиторії на якісну інформацію. І допомагаємо читачам відрізняти правду від брехні.
До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування ідей та створення якісних матеріалів, просувати свідоме медіаспоживання і разом протистояти російській дезінформації.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Коментарі
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
2019 — 2024 Dev.
Andrey U. Chulkov
Develop
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду