Виділіть її та натисніть Ctrl + Enter —
ми виправимo
Институт на диване
Представители Гарвардского университета и Массачусетского технологического института на пресс-конференции в Кембридже (США) 2 мая 2012 года объявили о запуске совместного проекта дистанционного онлайн-обучения edX. Об этом сообщалось на сайтах учебных заведений и самого проекта. По словам представителей вузов, они собираются устроить «революцию в онлайн-обучении», сделав его свободным, бесплатным, качественным и максимально доступным.
В юности я мечтала учиться в Москве, в МГУ. И осуществила свою мечту. Это стоило мне очень дорого: стресс поступления, переезд, освоение мегаполиса, жизнь в общаге, голод, отсутствие родительской поддержки в 18 лет… А сегодня лучшие преподаватели МГУ сами приходят ко мне в дом и я слушаю их, наслаждаясь комфортом своего дома и их мастерством одновременно.
Знакомство с порталом «УниверТВ» стало для меня настоящим подарком судьбы. Я обнаружила там прекрасные видеолекции по моей второй специальности и радовалась, как золотоискатель, нашедший самородок. Корифеи психологии – Анна Варга, Владимир Столин – которые раньше представали для меня лишь текстами, информацией, вдруг ожили через свои видео-лекции, обросли чувствами, интонациями, тембром. Молодой преподаватель МГУ Игнатий Журавлев стал примером для формирования моего собственного преподавательского стиля. Передо мной вдруг открылись двери на всевозможные конференции и симпозиумы, посетить которые я и мечтать не могла. Я увидела, как и что преподают коллегам не только в родном МГУ, но и в других ведущих вузах России. Я получила возможность самостоятельно заполнить «дыры» в своем образовании, которые не могла бы залатать никаким другим способом, тем более бесплатно.
А потом оказалось, что кроме «УниверТВ», где реализуется виртуальное высшее образование, существует еще и сайт «Интернет-урок», специализирующийся на среднем образовании. Оказалось, что во время болезни мой сын может просматривать видеоуроки в исполнении талантливых педагогов и таким образом не отставать от программы.
Конечно же, мне стало интересно, кто преподнес нам такой щедрый подарок. Я связалась с директором проектов «УниверТВ» и «Интернет-урок» Павлом Арсеньевым и расспросила его обо всем поподробнее.
Куда приводят мечты
О Михаиле Лазареве, основателе и единственном спонсоре проектов «Универ-ТВ» и «Интернет-урок», известно мало. Знаю только, что у него есть внучка. И этой внучке он по телефону помогал делать домашние задания и объяснял учебный материал. «А почему бы не объяснять заодно и подружкам внучки?» – подумала он как-то. А потом подумал еще: «А почему я? Лучше найти для этого хорошего преподавателя». Так родилась идея интернет-школы и виртуального лектория. Суть ее заключалась даже не в том, чтобы снимать собственное видео, а в том, чтобы создать целостный качественный образовательный продукт. 1 сентября 2009 года начал работать «УниверТВ», еще через год – «Интернет-урок».
На самом деле, кое-какие видеолекции в интернете содержались и до того. Но они, в отличие от развлекательного контента, были так глубоко закопаны, что найти сложно. Первым делом команда, нанятая Михаилом, во главе с Павлом Арсеньевым нашла эти лекции и каталогизировала их. Систематизировав чужие материалы, начали трансляцию. Затем стали договариваться с вузами, музеями, конференциями, снимать у них. Тех преподавателей, что казались наиболее интересными, захотелось пригласить в собственную студию, а для этого ее надо было создать. В команде появились операторы, режиссеры.
Не все преподаватели оказались согласны на эксперимент. Помимо тех, кто с радостью готов был выступить перед многотысячной аудиторией вместо пары десятков студентов, нашлись и специалисты с более настороженной позицией. Лично я могу их понять: сегодняшние брожения в области интеллектуальной собственности очень затрудняют возможность сформировать четкую позицию по этому вопросу. Но как бы ни противилась утлая лодчонка старых представлений девятому валу интернет-революции, дело табак: сегодня утаить информацию – почти как шило в мешке, невозможно. Студенты записывают лекции на диктофоны, снимают на мобильные телефоны, выкладывают в соцсетях.
Сейчас лекции для «Универ-ТВ» снимают в единственной московской студии, а школьные уроки – еще и в двух питерских. Уже после начала работы организаторы узнали, что на Западе всё это уже существует и реализуется, в основном, силами самих вузов. На сайтах Оксфорда, Гарварда и других ведущих западных вузов уже давно можно найти тысячи лекций по учебным программам, причем бесплатно и открыто. «Более того, – делится Павел, – у них уже есть результаты исследований на тему того, что такая практика повышает эффективность обучения студентов по сравнению со старым форматом».
Сегодня на сайте «Универ-ТВ» размещено более 4000 видеолекций от лучших вузов России. Посещаемость «Интернет-урока» – более 20000 человек в день, там можно увидеть почти все основные учебные программы по российской программе, есть и украинская версия уроков.
Все видеоматериалы на порталах абсолютно бесплатны. И это обескураживает, ведь образование – это товар, и товар, пользующийся большим спросом. Впрочем, основатели порталов подумывают о коммерции, ведь любой проект требует вложений. Но только в виде платной подписки на дополнительные услуги – уроки сольфеджио, например, или редких языков – или интерактивных сервисов вроде «мгновенный ответ преподавателя». Они уверенно заявляют, что основной набор лекций и уроков будет оставаться принципиально бесплатными.
Пока «УниверТВ» и «Интернет-урок» – самые популярные ресурсы подобного толка, но конкуренция уже зарождается – в виде сайта «Лекториум ТВ» и видеоматериалов на сайтах некоторых вузов. Сам рынок таких услуг, если его можно так назвать при отсутствии платы, находится в зачаточном состоянии, но оценивается специалистами как очень перспективный.
Новый Учитель – кто он?
Конечно, порталы «Универ-ТВ» и «Интернет-урок» не заменяют вузов. Они не предоставляют возможности практических занятий (в отличие от западной программы edX, о которой говорилось в начале статьи) и не выдают документов (а это – общее для обеих программ). Именно поэтому и российские, и западные вузы видят в таких проектах не конкуренцию, а сотрудничество. Интернет-школы и институты не отнимают у вузов их хлеба, а только по-иному распределяют сферы влияния в этой области. Если тенденция продолжится (а к тому всё идет), то вузы перестанут быть «храмами науки», за ними останется только функция контроля и сертификации. По сути, «торговля дипломами», о которой у нас давно уже говорят, станет не ругательным выражением, а вполне легальной задачей институтов и университетов.
Грядущая революция в обучении, конечно, влечет за собой множество преобразований. Мне, например, уже давно вопрос «Есть ли у тебя высшее образование?» кажется неточным, ведь не понятно, о чем спрашивает собеседник – о знаниях или о дипломе. Теперь образование как таковое и диплом как документ, предоставляющий право на профессиональную деятельность, видимо, окончательно разделятся.
Собственно, это, возможно, и станет водоразделом, который отделит новую педагогику от педагогики советского образца. Во-первых, появится профессиональная конкуренция, ведь уже сейчас для видеоуроков отбирают самых интересных учителей. Знание предмета перестанет быть единственным профессиональным ориентиром, ведь истинная задача педагога – мотивировать ученика, находить с ним контакт, выполнять психологическое сопровождение обучения, а материал – да вот он, в видеолекции. Учитель перестает быть источником знаний, он становится проводником в мире знаний, и это, кажется, гораздо более сложная и интересная роль.
«Есть такая несправедливость, – говорит Михаил Лазарев в своем видеообращении к слушателям на сайте “Интернет-урок”, – стандарт экзаменов есть, стандарт программ есть, а стандарта уровня педагогов нет. Мы стараемся эту несправедливость компенсировать». В то же время в стандартизированных программах Михаил видит смысл и считает, что это дает свободу.
Сам Михаил Лазарев ищет для портала педагогов, способных к интегральному подходу: например, таких, которые не просто расскажут, что Макс Фарадей в 1831 году сделал научное открытие, но и упомянут, что это был тот самый год, когда Дарвин отплыл в путешествие с целью исследования законов природы, а Лев Толстой отмечал свое трехлетие. По сути, педагог, верно уловивший требования времени, станет вольным художником или предпринимателем на свободном конкурентном рынке. Возможно, это единственный выход из того педагогического кризиса, в котором образование находится сегодня.
Есть и множество более мелких, но не менее важных последствий. Это и освобождение от монополии авторов учебников, многие задачки из которых обсуждаются в интернете в качестве анекдотов. И возможность сопровождать урок или лекцию видеоиллюстрациями и интерактивом, что предоставляет педагогу совершенно другие возможности.
Но самым важным последствием этой революции я считаю ценностные трансформации. Ведь новая система образования, которую пророчит «УниверТВ» и «Интернет-урок» – это еще один шаг вдаль от системы дисциплинарных пространств, на которой строилось общество XVIII–XX веков и которую описал Мишель Фуко (подробнее об этом можно почитать здесь). Государство представляло цепь предприятий со строгими правилами и режимом – тюрем, больниц, заводов и фабрик, детсадов и родильных домов, и уж конечно, школ и институтов. Все эти организации полностью контролировали людей через распоряжение их телами и временем. Введение систем дистанционного образования сталкивает нас с новым уровнем личной свободы. Школьник или студент могут сами решать, когда и из чьих уст им слушать лекции. У них появляется выбор. «Главная ценность человека – это время», – считает Михаил Лазарев и дополняет, что он – за горизонталь, а не вертикаль власти. Думаю, такая перспектива покажется настоящим концом света многим педагогам, которые пошли в профессию из бессознательного желания властвовать. Да и люди, большинство из нас, страшатся свободы, вторая сторона которой – ответственность, что прекрасно описал в своей книге «Бегство от свободы» Эрих Фромм. Когда-то я писала в «Телекритике» о том, какого уровня самодисциплины и зрелости требует роль журналиста-фрилансера – теперь такие же возможности и одновременно требования времени открываются для школьников и студентов. Это новая реальность, к которой сложно, но нужно адаптироваться.
Кстати, по моим наблюдениям, в Украине многие преподаватели вузов активно поддерживают интернет-сопровождение обучения: вступают в общие со студентами группы «вКонтакте» и сами инициируют их создание, выкладывают в них учебные и дополнительные материалы, общаются со своими учениками в открытой демократичной манере. Они не требуют обязательного посещения всех лекций, лишь бы экзамены сдавались. Поэтому можно с уверенностью предположить, что революция в умах большой части российских и украинских преподавателей – а это необходимая почва для нововведений – совершена или идет, и это обнадеживает.