Медиа и пустота. Чем и как заполняется информационный вакуум на Луганщине
Виділіть її та натисніть Ctrl + Enter —
ми виправимo
Медиа и пустота. Чем и как заполняется информационный вакуум на Луганщине
На самом деле буквально за полгода луганские медиа прошли сложный путь, сначала ознаменовавшийся их уничтожением с практически поголовным истреблением и последующим возрождением, но уже в сильно изменённом виде. Проблемы у луганских медийщиков, которых и до этого судьба не особо баловала, начались с момента, когда в Луганской области появилось квазигосударство под названием «Луганская народная республика». «ЛНР» поначалу никто серьёзно не воспринимал, потому что сфера её влияния ограничивалась прилегающей территорией двух-трёх админзданий города Луганска. Однако новоиспечённая республика стремительно начала вмешиваться во все сферы жизни региона и брать их под контроль. В том числе медиасферу. Чему официальная местная власть никак не препятствовала.
За короткий промежуток времени ситуация в местных СМИ сильно изменилась. Местное телевидение сепаратисты немедленно взяли под свой контроль — ЛОГТРК, возглавляемая Родионом Мирошником, сразу заняла позицию, лояльную к самопровозглашённой «ЛНР»; ЛКТ (Луганское кабельное телевидение) в добровольно-принудительном порядке «приватизировали» вместе с кабельными сетями и оборудованием; а телекомпанию «Ирта» Владимира Ландика вообще захватили силой и в эфире заменили на российский канал LifeNews. Большая часть представителей остальных СМИ, не продемонстрировавших достаточного восхищения по поводу смены власти, эвакуировались на подконтрольную украинскому правительству территорию ввиду физической угрозы жизни и здоровью. Те же, кто не внял голосу разума, познакомились с подвалами «народной республики».
Но настоящей катастрофой для медиа стало отключение электроэнергии в Луганске в августе. Полиграфические предприятия остановились, телевизионные вышки отключились, а интернет-сайты, хотя и продолжали работать, были недоступны. Единственное СМИ, продолжавшее практически бесперебойно поставлять информацию луганчанам — сепаратистская газета «XXI век», выходившая на листке формата А4.
После того, как ситуация в Луганске отчасти нормализовалась, местный медиарынок начал выстраиваться, что называется, с нуля.
Дефицит информации
Основными ньюсмейкерами для луганских СМИ традиционно были органы местной власти и местные политики. С началом противостояния часть госорганов перестала существовать, а часть переехала на север области. Также покинули регион и многие местные политики. Постепенно место репортажей с круглых столов, митингов, заседаний и пресс-релизов горсовета заняли сводки с фронтов. Однако из-за нехватки информации они становились всё более скудными, пока не превратились в копии сообщений пресс-службы штаба АТО.
Бегство украинских СМИ отдало все козыри в руки российской пропагандистской машины — с места событий транслировали новости исключительно российские телеканалы. Материальная сторона вопроса сыграла не последнюю роль — российским журналистам работу на Донбассе оплачивали по тарифу работы в «горячих точках», а финансирование местных украинских СМИ в зоне АТО, наоборот, уменьшилось в разы, и сегодня большая часть луганских журналистов работает в Киеве или крупных областных центрах. Закономерно уменьшилось и количество СМИ.
Сегодня в Луганске действует один телеканал, одна радиостанция, несколько газет и интернет-сайтов (телеканал «Луганск 24», радио «24 FM», газеты «XXI век» и «Экспресс-новости», информационные агентства EastKorr и «Схid.Инфо», которые либо явно поддерживают сепаратистов, либо относятся к ним лояльно). Кроме того, в так называемой самопровозглашенной республике создан пресс-центр и принят закон о средствах массовой информации. В котором, кстати, заявлено о гарантиях свободы слова и запрете цензуры.
На подконтрольных украинскому правительству территориях возобновлена работа некоторых региональных СМИ. Однако большинство редакций находятся за пределами региона, что сказывается на качестве информации. Новости, в основном, делаются на основе сообщений пресс-службы Луганской обладминистрации (официальный сайт которой не работает) и заявлений спикеров штаба АТО. Достоверной информации с территории, контролируемой сепаратистами, нет. Собственных корреспондентов здесь не имеет ни одно украинское издание. Брать комментарии у представителей действующих на территории «ЛНР» структур для украинских журналистов считается крайне нежелательным, так как эти структуры являются террористическими и незаконными. Поэтому информацию можно либо подсмотреть на сайте «ЛНР» и подать с пометкой «как сообщает сайт боевиков», либо выудить из сообщений в соцсетях, которые подаются как «инсайдерские источники». Как следствие имеем сообщения о попытке террористов взять под контроль мост в Станице Луганской (хотя этот мост всё время был у них под контролем и там находится блокпост сепаратистов) или о боях в районе населённого пункта Бахмутка (хотя местные-то понимают, что речь идёт о Бахмутской трассе, а населённого пункта с таким названием в природе не существует).
В итоге средства массовой информации, позиционирующие себя как «луганские», зачастую транслируют либо непроверенную информацию, либо откровенную пропаганду.
Луганский зомбоящик в действии
Единственным действующим местным телеканалом в Луганске является созданный на базе ЛОГТРК официальный канал «ЛНР» «Луганск 24». Собственно, первоначально это был канал на YouTube, активно продвигавший идею «Союза независимых республик» и её апологета Олега Царёва. Поскольку идея «народного телевидения» самопровозглашенной республики, что называется, витала в воздухе (ещё в мае прошлого года говорили о возможности его создания на базе экспроприированной телекомпании Ландика), этот практически готовый продукт срастили с материально-технической базой ЛОГТРК и выдали в эфир. По имеющейся инсайдерской информации, проект «Луганск 24» с самого начала был частной инициативой, а затем его в лучших традициях «отжали» у владельца и переподчинили официальной пресс-службе «ЛНР».
Канал «Луганск 24» полностью контролируется правительством самопровозглашенной республики и является её информационным рупором. Основным продуктом телекомпании является передача «Вести 24», которая выходит несколько раз в день. Сюжеты новостей, в основном, касаются событий в «ЛНР». Действия украинского правительства в них выставляются в крайне невыгодном свете, в то время как деятельность руководства самопровозглашенной республики преподносится исключительно позитивно. В целом, канал выполняет пропагандистские функции.
Свободный от новостей эфир заполняется демонстрацией художественных фильмов, в основном, советских и современных российских. Вещание не прерывается трансляцией рекламы — очевидно, потому что в Луганске практически нечего рекламировать — рекламные объявления идут в виде бегущей строки внизу экрана. Логотип канала копирует логотип российского телеканала «Россия 24».
Параллельно с телеканалом на бале ЛОГТРК создано сепаратистское радио «24 FM», новостной контент которого дублирует «Луганск 24».
Работа телекомпании ЛКТ в Луганске сводится к обслуживанию сетей кабельного телевидения. В основном, ЛКТ транслирует российские телеканалы и несколько украинских неполитического содержания.
Все региональные телекомпании на территории «ЛНР» прекратили вещание. Вместо них сепаратисты предпринимают попытки запускать свои собственные проекты, такие как «казацкое телевидение», пытающееся вещать в Стаханове и в Алчевске. По сути, они являются рупорами группировок, не признающих официальное правительство «ЛНР». В своих телесюжетах они подвергают жесткой критике как действия украинского правительства, так и действия властей «ЛНР». Однако вещание их ограничено, и эти каналы не пользуются популярностью. В основном, жители региона смотрят российские и — где это возможно — украинские телеканалы.
На территориях, подконтрольных украинскому правительству, пытаются восстановить работу другие луганские телекомпании. Так, телеканал «Ирта», вещание которого прекратили в конце мая, восстанавливает работу в Северодонецке. «Ирта» ранее имела сеть корпунктов по всей области, поэтому имеет потенциал для того, чтобы вернуться на прежний уровень. Проблема с журналистами, поскольку большинство сотрудников телеканала выехали из региона. Если хотя бы часть из них не вернётся, «Ирта» планирует набирать новый коллектив из студентов местных университетов.
Также в Северодонецке намеревается возобновить вещание Луганская областная государственная телерадиокомпания.
С чистого листа
Многие редакторы местных газет много лет подряд мечтали: вот если бы наступил момент, когда все конкуренты закрылись бы, вот тогда... Конечно, всерьёз в подобную перспективу никто не верил. Но жизнь иногда преподносит неожиданные сюрпризы. В общем, радуйтесь, этот благословенный момент наступил.
С началом военных действий в Луганске благополучно закрылись все газеты. Этому в немалой степени поспособствовало отсутствие электричества, парализовавшее работу типографий. Впрочем, даже если бы не это, большинство газет всё равно не выжили бы — спонсоры и рекламодатели разбежались, а система распространения рухнула в одночасье.
Осталось только одно издание — газета «XXI век». Во многом, вероятно, благодаря позиции её учредителя и бессменного главного редактора Юрия Юрова.
Первым спонсором газеты был известный луганский бизнесмен Валерий Доброславский, считавшийся местным криминальным авторитетом, контролировавшим область в «лихие девяностые» и благополучно застреленный в 1997-м. Сам Юров неоднократно избирался в депутаты по спискам компартии и водил дружбу с местным поклонником Путина политиком и бизнесменом Владиславом Кривобоковым. В газете в качестве внешкоров подвизались такие радикальные луганские коммунисты, как Павел Орцев и Наталья Максимец. С самого начала «XXI век» занял не просто лояльную к сепаратистским и пророссийским движениям позицию — он фактически стал их рупором.
В период, когда Луганск в прямом и переносном смысле был погружен во мрак, «XXI век» выходил на листке формата А4 сначала на двух, потом на четырёх страницах, отпечатанных то ли на ризографе, то ли на принтере с заявленным тиражом 20 000 экземпляров. Выходил при поддержке комендатуры «ЛНР». Распространялся, разумеется, бесплатно. Когда же в городе дали свет, газета обрела свой прежний формат, и сегодня выходит несколько раз в неделю.
В целом, все подконтрольные «ЛНР» СМИ живут как бы в другом измерении, но «XXI век» отличается особенно жесткой антиукраинской риторикой. «Одесситы восприняли очередную мобилизацию режима Порошенко без особого энтузиазма, если воздержаться от выражений позабористее», «Украина продолжает расплачиваться за свой разбой на Донбассе, за ложь, клевету, оскорбление, унижение и поругание его народа» и тому подобные выражения являются вполне обычными. Украинское правительство называется «киевской хунтой», а украинские войска — «карателями». Когда же речь идёт о подконтрольной украинской власти части области, обычно используются выражения «так называемая Луганская область», «так называемый губернатор Москаль», причём «Луганская область» обычно берётся в кавычки. В то же время газета в полном объёме публикует официальные документы так называемого правительства «ЛНР» и интервью с его первыми лицами.
Фактически «XXI век» не имеет конкуренции на рынке общественно-политических изданий в Луганске. Одна проблема — сфера его распространения ограничивается территорией, которую контролирует правительство «ЛНР».
Чуть позже в Луганске возобновила выход газета «Экспресс-новости» Владимира Кулинченко. Ранее Кулинченко выпускал несколько газет, в том числе «Экспресс-новости» и «Экспресс-клуб», которые печатались на собственных мощностях его полиграфического предприятия «Пресс-экспресс». Кроме этого, Кулинченко владел второй по величине сетью газетных киосков в области. Его положение в последние годы заметно ухудшилось — «Экспресс-клуб» не выдержал конкуренции с рекламными изданиями Владимира Медяника «Бесплатка» и «Городской курьер». Медяник планомерно выдавливал с рынка конкурентов — сначала издания Кулинченко, а затем и другие рекламные газеты, в том числе весьма популярный в городе «Восточный курьер». Медиахолдинг Медяника не пытался возобновить свою деятельность на территории «ЛНР», поэтому на данный момент «Экспресс-новости» имеют возможность наверстать упущенное. Правда, с рекламодателями в регионе сегодня туго, и газета изрядно похудела в сравнении с «довоенным» вариантом. Так что экономическая база издания пока что под вопросом. Что касается политической стороны, то информационное наполнение газеты — новости из интернета. Здесь не пишут плохо о «ЛНР», но в то же время никого не хвалят.
Что касается других печатных СМИ, то известно о возможном возобновлении выхода печатного органа Луганского горсовета «Жизнь Луганска». Также в Старобельске возобновляет работу популярный региональный еженедельник «ТЕЛЕгазета», ранее издававшийся в Стаханове.
Виртуальное пространство Луганщины
Как наиболее универсальные и дешёвые СМИ, местные интернет-сайты значительных количественных изменений не претерпели. В основном, благодаря тому, что их редакции продолжали работать удалённо даже тогда, когда в Луганске их никто не читал по вполне объективным причинам — из-за отсутствия света и интернета.
Однако сегодня абсолютное большинство редакций находятся за пределами области (зачастую вообще в Киеве), не имеют здесь своих корреспондентов и, хотя продолжают называть себя «луганскими СМИ», по сути своей таковыми не являются.
В сепаратистском Луганске полноценно работают два формально независимых информационных интернет-агентства EastKorr и «Сxid.инфо», а также «Луганский информационный центр», фактически являющийся официальным интернет-СМИ «ЛНР».
Информационное агентство EastKorr («Восточный корреспондент») было создано с подачи пресс-секретаря главного луганского коммуниста Спиридона Килинкарова Елены Бикоевой и входило в сферу влияния КПУ. Именно это позволило изданию выжить в трудные времена, когда всем остальным пришлось бежать из города. Как известно, луганские коммунисты с самого начала открыто выступили на стороне сепаратистов, а сегодня Спиридон Килинкаров регулярно появляется в различных российских телевизионных ток-шоу на тему ситуации на востоке Украины. По имеющейся информации, Килинкаров продолжает финансировать работу агентства.
EastKorr пытается максимально осторожно высказываться по поводу политики украинских властей и властей «ЛНР», но в целом занимает лояльную позицию в отношении самопровозглашенной республики.
Аналогичной позиции придерживается и ИА «Сxid.инфо». Сайт, входивший в медиапул лидера луганских регионалов Александра Ефремова и контролировавшийся ставленником Родиона Мирошника Михаилом Федотовым, широко освещал деятельность сепаратистов до, во время и после провозглашения так называемой Луганской республики. Сейчас Родион Мирошник возвратился в Луганск и является советником главы «ЛНР» Игоря Плотницкого. В то же время сайт позиционируется как независимое СМИ и избегает явной пропагандистской риторики.
Зато с лихвой её недостаток компенсирует «Луганский информационный центр» — детище Родиона Мирошника и «великого русского писателя» Глеба Боброва. Фактически это ещё один официальный рупор «ЛНР». При этом, однако, материалы на сайте подаются достаточно корректно — в отношении украинской стороны не употребляются слова «хунта», «каратели» и т. п., которых не стесняются «Луганск 24» и «XXI век». Но и «ЛНР» представлена исключительно в позитивном ракурсе.
Надежды и перспективы
Таким образом, медиасфера Луганщины сегодня представляет собой огромную чёрную дыру. Отсутствие как конкурентных средств массовой информации так и поля для нормальной конкуренции оставляет мало надежд на то, что в ближайшее время ситуация радикальным образом изменится.
Разумеется, свято место пусто не бывает. Возникшая пустота должна быть чем-то заполнена в самом ближайшем времени. Однако пока что она заполняется чем попало.
В ближайшее время появлению качественных СМИ в регионе будет препятствовать недоверие к политике «ЛНР» и отсутствии гарантий безопасности журналистской деятельности. Несмотря на декларативные заявления о соблюдении свободы слова, никто не может гарантировать, что находящийся на территории так называемой самопровозглашенной республики журналист не окажется в подвале, потому что что-то писал не то и не так. Таким образом, все вновь созданные в регионе средства массовой информации вынуждены будут так или иначе искать общий язык с представителями «ЛНР» и фактически признать правительство «ЛНР» как законную власть. А на это пойдут далеко не все. Поэтому вопрос, кто заполнит опустевший медиарынок региона, остаётся открытым.