Владимир Познер: «Свободный человек – тот, который отвечает за свои слова»
Владимир Познер: «Свободный человек – тот, который отвечает за свои слова»
В своих книгах он с гордостью называет себя европейцем, являясь при этом гражданином США, Франции и России. Но последнюю страну, в которой работает много лет, до сих пор не считает своим домом, так как в юношеском возрасте ему откровенно дали понять, что он не свой. Его сложно назвать патриотом какой-то опредленной страны, но с легкостью можно считать настоящим патриотом своей профессии. О журналистике, ее настоящей роли в жизни людей, свободе слова и исключительной любви к своей работе – обо всём этом рассказал Владимир Познер на встрече со своими коллегами в Киеве 22 марта, накануне церемонии награждения премией «Человек года 2012», лауреатом которой он стал.
О журналистике
Я считаю, что у нас есть главный долг – долг перед зрителем, читателем, слушателем. Ведь основная функция журналистики – это функция сторожевого пса. Когда журналисты могут привлечь внимание общественности к актуальным проблемам. Обратить внимание власти на состояние дел в мире и задать свой главный вопрос: «Почему?». Сейчас мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, когда СМИ поддерживают одну из политических сил, и журналисту нужно освещать события в том свете, в котором ему предлагает руководство. Здесь уже право выбора каждого: или пойти на компромисс со своими принципами, или же отстаивать свою позицию до конца. Раньше это было чревато последствиями – могли и за решетку посадить, еще раньше – и расстрелять. Сейчас, конечно же, можно лишиться работы. Поэтому журналист должен сделать очень серьёзный выбор. Можно, впрочем, уйти в блогерство, писать посты, твиты. Но я не считаю это журналистикой в истинном понимании этого слова. Это не информирование читателей, а всего лишь ознакомление со своим субъективным мнением. Почему я должен прислушиваться к этому мнению?
О свободе слова
Человек не имеет права кричать «пожар!!» в битком набитом кинотеатре, если он просто хочет кричать «пожар!!». Это ограничение свободы слова связано с ответственностью. Самый свободный человек – это тот, который отвечает за свои слова. А самый безответственный человек – раб, у него нет ответственности. Вся ответственность лежит на хозяине. У нас в России есть понятия «воля» – что хочу, то и ворочу. А я хочу кричать «пожар!!» в битком набитом кинотеатре, а если нельзя, то всё, нет свободы слова.
Такое понимание свободы слова никуда не годится. Если человек ответственен, если он отвечает за то, что он пишет, говорит, то никаких рамок быть не может.
О теперешней ситуации в России, ее будущем
Сегодня мы живем в эпоху спада. Когда нет людей, которые смогут стать настоящими вершинами в той или иной сфере деятельности. Есть, безусловно, талантливые личности, но такого всплеска, как раньше, нет.
И эта синусоида спада распространяется на все сферы. Известная всем ситуация с Pussy Riot – да, их поведение оскорбительно, особенно для людей верующих. Ну, дайте им 15 суток за хулиганство. Но сажать… Приравнивать к уголовной ответственности. Это признак неуверенности, растерянности, страха. Это говорит о состоянии умов, уходящих в крайности.
Также вспомним невероятную реакцию, когда я оговорился в программе и назвал Государственную Думу – «госдурой». Реакция была просто ошеломительной. А то, что я в конце сказал, что не согласен с Путиным в законе Димы Яковлева, так этого никто не услышал…
Что касается того, как я вижу будущее России. В молодости у меня был хрустальный шар, я его тряс – и он мне выдавал ответ, что будет в будущем. Потом я его потерял, и с тех пор я не могу ничего скачать о том, что ждет нас в будущем.
О бейсболе, встрече с мужем Мэрилин Монро и черепахах
Я часами могу разговаривать о любимом бейсболе. Это сложнейшая игра, ее нужно рисовать на доске, там всё не так просто. У меня есть кумир детства Джо Ди Маджио, и когда меня пригласили на встречу с ним, я забросил все дела, чтобы увидеть известного бейсболиста. А когда уже седовласый спортсмен протянул мне мяч с дарственной надписью: «Владимиру Познеру, человеку, с которым я давно хотел познакомится», я понял, что жизнь моя состоялась!
Что касается коллекционирования сувенирных черепах, то это история из детства. В лагере я познакомился с индейцем, который попросил меня помочь ему убить большую хищную черепаху. Я помог ему в этом деле, и после этого мудрый индеец сказал мне, что дух черепахи вселился в меня и теперь меня постоянно будут окружать черепахи. Даже сейчас на цепочке у меня висит золотая черепашка.
О доме, любимой работе
Я никогда не скрывал, что не считаю Россию своим домом. Дом – это количество каких-то мелочей, которые составляют твою жизнь. Это еда, манера разговаривать, люди, которые тебя окружают. Мой дом – город Нью-Йорк, именно город, не США. И Франция. Россия – это страна, в которой я работаю. Не стану скрывать, здесь у меня особый авторитет, репутация. Я абсолютно счастлив в своей работе. Во Франции или США у меня нет такого положения. Поэтому если у меня не будет возможности работать, я не исключаю, что уеду из России.