Харьков: российские журналисты все-таки лучше российских танков
Харьков: российские журналисты все-таки лучше российских танков
Только евромайдан в «первой столице», по данным Фонда «Демократические инициативы», поддерживало до 30% населения, а однозначно в Россию хотят не более 15% горожан. Между тем провокации антимайдановцев и завезенных российских политтуристов зачастую интересуют столичных редакторов больше, чем конструктивные предложения по реформированию страны на митингах евромайдановцев.
Тотально заангажированные СМИ, продажные журналисты, беззубые и поверхностные материалы, отсутствие корпоративной солидарности, катастрофическая нехватка ярких личностей и новых проектов – всё это лишь видимая часть айсберга кризиса харьковской журналистики. Очевидно, что проблемы профессионального цеха гораздо глубже, и здесь смена режима вряд ли существенно облегчит положение дел. К тому же в Харькове говорить о победе революции пока не приходится. Городом по-прежнему правит мэр Кернес, который ищет, как встроиться в новую власть, по улицам разгуливают банды «Оплота», а журналистам во время митингов пророссийских сепаратистов постоянно бьют камеры и заламывают руки.
Медийной спецификой региона при правлении Януковича-Добкина было полное отсутствие каких-либо оппозиционных СМИ. Еще совсем недавно в городе не существовало ни одной местной телекомпании, газеты или журнала, которые бы сбалансированно и непредвзято подавали альтернативную точку зрения. Из двух десятков радиостанций, вещающих в Харькове, только одна – «Новая волна» – имела возможность критиковать власть. После того, как несколько лет назад был уничтожен бизнес Арсена Авакова, посыпалась его медиаимперия. В конце 2012 года канула в Лету последняя оппозиционная газета «Главное». Мэр Геннадий Кернес под разными вымышленными предлогами закрыл три неугодных телекомпании: АТН, АТВК и «Фора». Рупором откровенно лживой пропаганды стал 7-й канал, акционерами которого являются люди Добкина и Кернеса. Именно его во время революции пикетировали активисты харьковского евромайдана, требуя от журналистов говорить правду.
С приходом новой власти позитивным сдвигом стал выход в ночном эфире любимых многими харьковчанами новостей АТН. Пару лет назад формальным поводом к закрытию АТН стал запрет городской санэпидемстанции. Сейчас, после согласования всех спорных моментов и юридических разногласий, речь идет о возобновлении полноценного вещания. Затяжная судебная волокита продолжается также по телеканалам АТВК и «Фора». Юристы уверяют, что в ближайшее время справедливость восторжествует и в скором будущем харьковчане смогут снова увидеть, по крайней мере, канал АТВК.
В новых реалиях более раскованным в подаче информации стал частный телеканал Simon, который принадлежит местному бизнесмену Александру Давтяну (по данным «Forbes. Украина», состояние собственника инвестиционной группы DAD оценивается в 76 млн долларов). Если до революции Simon считался относительно умеренным, а его руководство старалось не конфликтовать со сладкой парочкой Добкин-Кернес, то сегодня канал вполне отвечает журналистским стандартам. В марте во время одного из сепаратистских митингов в Харькове российские политтуристы даже попытались ворваться в студию ТРК Simon с требованием начать ретранслировать путинский рупор пропаганды канал «Россия-24», но провокаторов удалось нейтрализовать.
В целом же местное телевидение и кабельные операторы по-прежнему принадлежат людям Кернеса. Областное ТВ после назначения нового губернатора быстро «перекрасилось» и теперь начинает петь дифирамбы новой власти. На эфиры стали звать представителей евромайдана, проводить диспуты и круглые столы с демонстрацией альтернативных точек зрения, о чём раньше нельзя было даже мечтать. В ближайшее время должны назначить новое руководство ОТБ, которое обещает провести реформы. Пока же при канале создается общественный совет, призванный переформатировать областное телевидение в аналог «Громадського ТБ». Впрочем, как показывает опыт Зураба Аласании (после Оранжевой революции 2004-го именно он возглавлял в Харькове ХОГТРК), структура эта неподъемная, хотя там и работает немало профессионалов.
Газеты
В Харькове формально зарегистрировано более тысячи печатных изданий, но среди местных газет социально-политической направленности традиционно принято брать во внимание всего несколько газет. Причем все они имеют давнюю историю, начиная еще с советских времен, устойчивого читателя категории 60+, весьма небольшие тиражи (около 10 тыс. экземпляров), частично принудительную подписку, поскольку все так или иначе связаны с бизнесом Партии регионов. Другого на сегодняшний день в Харькове просто не существует.
За последнее десятилетие новых печатных СМИ в городе не возникало, что уже весьма симптоматично. Газета «Главное», о которой речь шла выше, имела тираж около 100 тыс. экземпляров, но сегодня безвозвратно похоронена. Издание «Время» принадлежит владельцу крупнейшего в Восточной Европе оптового рынка «Барабашово» нардепу Александру Фельдману (мартовский «Forbes. Украина» оценивает его состояние в 310 млн долларов). Газета всё время колеблется с линией партии, которую выбирает ее владелец (после Оранжевой революции Фельдман возглавлял областной БЮТ), имеет своего подписчика и старается соблюдать по мере возможностей нейтралитет и объективность. Так же как и у другого советского бренда – издания «Вечерний Харьков» – у газеты «Время» редакционная политика после последних революционных событий стала адекватной и сбалансированной, а то, что там работают профессионалы старой закалки, факт общеизвестный.
Совсем «сдулись» в последнее время официальные издания – газета горсовета «Харьковские известия» и облсовета «Слобідський край». В период революции они представляли собой жалкое зрелище, а после скатились в откровенную политическую попсу или желтизну. Все остальные местные печатные СМИ носят характер развлекательных и рассчитаны больше на то, чтобы скоротать время в электричке, чем на вдумчивого читателя.
Поддерживают свое специфическое реноме харьковские вкладки общенациональных изданий. Газеты типа «Сегодня», «Комсомольская правда в Украине», «Комментарии» имеют свой стандарт и четкие интересы собственника. После революции они стали более свободно дышать, хотя в Харькове благодаря добротным журналистским коллективам местные редакции старались особо перед властью не «прогибаться». Но всё равно политика диктовалась из Киева со всеми вытекающими последствиями.
Интернет
Единственной отдушиной для харьковских журналистов был и остается интернет. Аваковский сайт «Главное» благодаря революции в 6 раз увеличил свою посещаемость и стабильно входит в 15 лучших интернет-ресурсов страны. Причем местная аудитория составляет чуть более 10% читателей. Мощным медиапроектом, подконтрольным Кернесу, является портал «Городской дозор». Свои читабельные новостные сайты имеют АТН и медиагруппа «Объектив». Пользуется популярностью у харьковчан сайт «Медиапорт», который давно уже отошел от чисто новостного контента, перейдя в аналитический формат. Недавний отъезд в Киев его основателя и главного генератора идей Зураба Аласании, безусловно, скажется на работе коллектива.
Впрочем, на все вышеперечисленные интернет-СМИ Революция достоинства практически никак не повлияла. Разве что увеличилось количество хостов, в связи с повышенной политизацией общества. «Городской дозор» как был рупором Кернеса-Добкина, так им и остался. «Главное» как поддерживало Авакова и занимало жесткую антипутинскую позицию, так осталось верным своим принципам. Практически незаметны в медиапространстве сайт «Статус-кво» (принадлежит директору «Турбоатома» Виктору Субботину) и www.057.ua (контролируется мариупольскими бизнесменами). После революции Субботин вышел из Партии регионов и его www.sq.com.ua стал более взвешенным в подаче материалов.
Медийной особенностью Харькова является также наличие высококвалифицированных спецкоров всех центральных телеканалов. Поскольку во время революции, как, впрочем, и по сей день, город был одним из самых «взрывоопасных» регионов страны, работы им хватало. Харьковчане часто жаловались, что центральные СМИ недостаточно отражали здешние реалии и слабо показывали события местного евромайдана. Однако виной тому, как правило, были не спецкоры, а редакторы из Киева, часто не учитывающие специфику региона. Так, скажем, самый большой за последние годы митинг и шествие по центру города в день рождения Шевченко ни один центральный канал не показал. Хотя для второго по населению города страны это было знаковым и чуть ли не историческим событием. Если смотреть телевизионную картинку по киевским СМИ, то складывается впечатление, что Харьков настроен исключительно пророссийски. Хотя это вовсе не так. Только евромайдан в «первой столице», по данным Фонда «Демократические инициативы», поддерживало до 30% населения, а однозначно в Россию хотят не более 15% горожан. Между тем провокации антимайдановцев и завезенных российских политтуристов зачастую интересуют столичных редакторов больше, чем конструктивные предложения по реформированию страны на митингах евромайдановцев.
Главной проблемой для журналистов в Харькове сегодня является не столько цензура, которая потихоньку сходит на нет, сколько угроза их профессиональной деятельности во время митингов. Дошло даже до того, что во время пресс-конференции одного из пророссийских боевиков Топаза местные «акулы пера и микрофона» попросили его сторонников, присутствовавших в зале, не бить камеры и не нападать на журналистов. Охота на украинские СМИ во время шествий пророссийских сепаратистов ведется постоянно. Стримеры, фоторепортеры, операторы подвергаются не только словесным оскорблениям, но и нередко физическому насилию. Несколько раз лишь усилиями милиции от агрессивной толпы с георгиевскими ленточками удалось отбить съемочную группу АТН и «Надзвичайних новин». Причем, как все понимают, чем ближе к выборам, тем ситуация в регионе будет дестабилизироваться всё больше, а значит, для харьковских массмедиа горячая пора продолжится. Причем, похоже, во всех смыслах этого слова. Пока же на всевозможных политических пресс-конференциях замечено много российских СМИ, на которые, собственно, и рассчитаны многочисленные провокации в городе. На днях была предпринята попытка сорвать встречу прессы с наблюдателями ОБСЕ. Но, как шутят коллеги, российские журналисты всё-таки лучше российских танков, которые уже не первую неделю стоят на границе Харьковской области.
О нынешней ситуации в донецких СМИ читайте тут, о ситуации в запорожских СМИ - тут.