Павел Шеремет: «Если журналисту неинтересны люди — это не его профессия»
Павел Шеремет: «Если журналисту неинтересны люди — это не его профессия»
Банкир по образованию, создатель сайта «Белорусский партизан», ведущий программы на радио «Вести», блогер «Украинской правды», Павел Шеремет уже пять лет живет в Украине. В Беларуси отсидел три месяца в тюрьме за якобы незаконную журналистскую деятельность, лишен гражданства из-за наличия российского паспорта. В Школе журналистики Украинского католического университета Павел Шеремет рассказал о том, как журналисту выбирать и раскрывать собеседников.
«Важно оценить эксклюзивность вашего персонажа»
Есть несколько признаков, по которым мы делим интервью по типам. Первый — интервью как способ получения информации. Факты, цифры, имена, места, причины того или иного события. Без этого невозможен ни один журналистский материал. Второй — интервью как комментарий. В этом случае журналист уже знает о том, что произошло. Но ему очень важно услышать, как другой человек оценивает событие. Третий — интервью как иллюстрация. Здесь важна эмоциональная окраска слов. Мы должны создать ощущение присутствия на месте событий, передать атмосферу.
Многие молодые журналисты считают, что провести интервью очень легко. По их мнению, достаточно пробраться к Президенту, задать ему несколько вопросов и стать звездой. Но это принципиальная ошибка. Украинцы чуть ли не каждую неделю смотрят интервью нынешнего Президента Петра Порошенко. Что-то они из этого запомнили? Ничего. Ни фамилий журналистов, которые задают вопросы Президенту, ни самих вопросов. Так почему молодые журналисты думают, что люди, которые двадцать лет занимаются журналистикой, берут неудачное интервью у Президента, а они, которые еще не сделали ни одного интервью и впервые попали на встречу с Президентом, сразу же станут известными?
Можно, конечно, показать Президенту средний палец. И вы сразу прославитесь. Это самый короткий путь к славе, многие так и делают. Нахамить человеку, которого вы пригласили на интервью, или поставить его в неловкую ситуацию. Хорошо, если он не встанет и не покинет вашу студию, а будет выкручиваться и отвечать на те вопросы, к которым не был готов. Но кому нужна и сколько продержится такая известность?
Очень важно оценить эксклюзивность вашего персонажа. На «Украинской правде» мы каждый день обсуждаем, с кем будем говорить. Был случай, когда мы отказались от интервью с Сергеем Лёвочкиным. Мы подумали, что ничего нового он нам не скажет, а только использует наш ресурс для трансляции своих пропагандистских месседжей. Зато мы сделали интервью с олигархом Константином Григоришиным. Это эксклюзивный персонаж, ведь последний раз он давал интервью лет пять — семь назад. Мы знали, что сам факт этого интервью уже будет уникальным. Поэтому мы не обращаемся к Порошенко с просьбой об интервью. Ведь он и так каждую неделю дает разные интервью на телеканалах. Поэтому сенсационность вашего собеседника тоже нужно учитывать.
Интервью — жанр, в котором нет предела
Подготовка к интервью — сложный процесс. Первое, что нужно сделать, — понять, кто ваш собеседник: чем он занимается, что любит, о чем не хочет говорить. Нужно оценить его надежность, даже если это очень эксклюзивное интервью. То есть, насколько он правдив, какие у него мотивы дать вам интервью, использует он вас или нет. Нужно понимать, насколько герой вашего интервью осведомлен в том, что происходит вокруг, насколько он включен в ту тему, о которой вы с ним хотите говорить. И последнее — это цитируемость вашего собеседника. Ведь главное — какой эффект будет иметь ваш разговор для общества.
За свою жизнь я сделал много интервью. Но не о многих из них я могу сказать, что это была бомба. Часто после разговора с человеком у меня остается ощущение недоговоренности, того, что я был слишком слаб, что не задал важные вопросы, что не дожал собеседника, что струсил или, наоборот, передавил и человек закрылся.
После каждого интервью я делаю его анализ — что получилось, а что нет. Ведь это именно тот жанр, в котором нет предела. Это тот жанр, в котором вы никогда не знаете, что вас ждет — победа или провал.
Если мы говорим о репортаже, то его вы пишите на автопилоте по определенной схеме. А вот с интервью вы никогда не знаете, что вас ждет. Вас могут послать, вы можете больше никогда не увидеть этого человека. А может быть, это интервью так прогремит, что его разберут на цитаты, и все будут говорить не о герое, а о вас — как о человеке, который смог задать интересные вопросы или который смог раскрыть интервьюируемого.
Детальная подготовка к интервью требует усилий. Нужно придумать какую-то фишку в зависимости от того, какая у вас программа. Когда я три месяца сидел в белорусской тюрьме, там были подсадные утки, которые постоянно менялись. После освобождения я спросил, зачем их меняли. На это мне ответили, что им нужно было подобрать психологический тип для того, чтобы я раскрылся. В своей работе нужно понимать, какой психологический тип у вашего собеседника. Вы должны подстроиться под него так, чтобы он этого не заметил.
Интервью — это людям о людях
Невозможно стать хорошим журналистом и интервьюером, не понимая, для чего вы всё это делаете. Однажды я спросил российского журналиста Валерия Панюшкина, который по образованию театральный критик, почему он пришел в журналистику. Он ответил: «Я люблю рассказывать истории». В этом и есть суть того, что мы делаем. Мы находим интересные истории чужих людей и рассказываем о них другим. Если журналисту неинтересны люди — это не его профессия. Если вы боитесь подойти к человеку на улице и начать с ним разговор — это не ваша профессия.
Молодым журналистам я всегда даю простой совет: изучите всё о человеке, с которым будете говорить. Только знания помогут составить интересные вопросы. Если это не помогает, дайте себе ответ на вопрос: «А что бы спросила моя мама?».
Фото автора