«Существует шесть категорий создателей фейков», — редактор шведского фактчекингового проекта
Виділіть її та натисніть Ctrl + Enter —
ми виправимo
«Существует шесть категорий создателей фейков», — редактор шведского фактчекингового проекта
В 2014 году известная шведская газета Metro запустила собственный проект фактчекинга Viralgranskaren (название можно перевести как «вирусный проверяющий»). Сейчас им занимаются двое журналистов — параллельно с ежедневной работой в газете. Им удается развенчивать по несколько фейков в неделю. Материалы об этом выходят как на полосах Metro и ее сайте, так и в еще одной популярной шведской газете, которая распространяется бесплатно.
Одна из целей Viralgranskaren — достучаться до широкой аудитории и, в частности, тех, кто идеологически поддерживает месседжи авторов вирусного фейкового контента.
Редактор Metro и один из двух сотрудников Viralgranskaren Давид Петерсон (David Peterson) рассказал о работе проекта в рамках Школы медиаграмотности Fojo Media Institute в г. Кальмаре (Швеция).
По словам Давида, сильной стороной Viralgranskaren является его довольно большой опыт: ведь многие подобные ресурсы возникли в Европе позже. И если в 2014 году фейки в Швеции были большой редкостью, то сейчас ситуация обострилась. С приближением парламентских выборов, которые пройдут в сентябре, улучшения не предвидится.
Давид рассказал, что в Швеции, в отличии от многих других стран, политики редко распространяют фейки. Постоянный контроль со стороны СМИ научил их быть очень осторожными. «Они могут растягивать границы правды, до “позволительного предела” интерпретировать истину. Но в связи с выборами наши политики наверняка будут позволять себе больше, так что нам нужно активно за ними следить», — считает редактор.
А темы фейковых материалов в Швеции — очень разные. Но есть одна «любимая». «Восемь из десяти материалов посвящены иммиграции. В целом же интерес к того или иного рода сообщениям следует за новостным потоком», — говорит Давид.
Давид Петерсон
Как фактчекинговому проекту быть эффективным? Какие инструменты стоит использовать? На какие соцсети делать ставку? Давид Петерсон дал по этому поводу несколько рекомендаций, а также рассказал о примерах трех «громких» фейков, которые Viralgranskaren удалось развенчать. Мы законспектировали наиболее интересные советы.
Опровержение видео, фото и статистики
Этой зимой интернет-пользователи Швеции активно делились видео, на котором якобы снято «бурное» празднование Нового года в пригороде Стокгольма Ринкебю, где проживает большое количество иммигрантов. Видео набрало около полумиллиона просмотров. На первый взгляд, ничто в нем не вызывало подозрений. А оказалось, что это видео было снято не в этом году, не в связи с Новым годом и даже не в Швеции! О своих подозрениях, что это Северная Африка, нам написал читатель.
Скриншот материала Viralgranskaren об этом фейке
Оказалось, что на видео – празднование победы футбольной команды в Алжире несколько лет назад.
Как же мы это выяснили? С помощью инструмента YouTube DataViewer, который разработалаAmnesty USA. Он дает возможность определить, есть ли ролик еще где-то в интернете и когда он вообще появился в сети. Нужно попытаться найти самую первую публикацию ролика. Как выяснилось, видео, о котором мы говорим, еще 2014 года. Его выдавали за празднование Нового года иммигрантами в разных городах Европы: Франкфурте, Амстердаме.
Видео всегда нужно искать в первую очередь на Youtube: группы в соцсетях берут видео в основном оттуда.
Иногда первоисточник удается найти, сделав скриншот самого первого кадра – через Google Images. На этом видео не было логотипа канала или группы в соцсети, но если есть, стоит с в ним сделать скриншот и «пробить» по поиску изображений.
Пытаясь найти первоисточник, стоит читать комментарии под роликом — там могут быть подсказки.
Еще одним ярким кейсом у нас был фотофейк. Речь идет о фотографии пожилой женщины, лицо которой покрыто синяками. Подпись к фото гласила, что ее зовут Стина, ей 85 лет и ее избили трое иммигрантов, которые пытаются получить в Швеции убежище.
Статья Viralgranskaren об этой дезинформации
С помощью поиска по Google Images мы нашли информацию о том, что ее зовут Карен, а снимок был сделан несколько лет назад и совсем по другому «поводу». О случае с ней писала одна из газет: Карен жила в доме престарелых и однажды упала. Она не позвала медперсонал, чтобы его не побеспокоить, и именно поэтому ей не оказали своевременной помощи.
Здесь также очень важно определить, когда изображение было опубликовано впервые. В этом помогает инструмент Тineye: он сразу сортирует материалы по дате публикации. Есть еще два полезных инструмента для поиска источников: Internet Archive и who.is.
Сложнее всего разбираться со статистическими данными. Нам как-то попалось на глаза графическое изображение, на котором был такой текст: «Правительство Швеции тратит как минимум 675 миллиардов крон из налоговых средств на иммиграционную политику и только 4,4 миллиарда — на пенсионеров».
Имея дело с подобной информацией, важно и самому мыслить критически. Я сразу почувствовал, что что-то здесь не так. И мы начали искать.
Материал Viralgranskaren с опровержением фейковой статистики
Эта огромная цифра — 675 миллиардов — не была нами обнаружена ни в одном официальном бюджетном документе правительства или в каком-либо из его предложений. Оказалось, что она упоминалась в политическом блоге популистского правого характера в 2015 году. Как выяснилось, это результаты расчетов частного лица, которые он произвел по аналогии с цифрами по Норвегии. В этой стране подсчитали (причем тоже неизвестно кто), что один неевропейский иммигрант обходится обществу в 4,3 млн норвежских крон. О каком временном периоде говорится — непонятно. И вот эту «норвежскую» цифру автор блога просто умножил на количество иммигрантов в Швеции. Причем нет подтверждения, что хоть какая-то из этих цифр соответствует действительности. К тому же, вторая цифра фейка – 4,4 миллиарда крон, которые выделяются на пенсионеров, — это дополнительные затраты к ранее запланированному бюджетированию в год.
Вот такое некорректное «соединение» придуманных цифр и не полностью вымышленных — очень распространенный метод.
Шесть типов создателей фейков и их мотивы
1. Вирусные сайты. Распространяют громкие «новости» в маркетинговых целях. Для них главное — найти материал, который имеет потенциал быстро набрать просмотры. Создателям этих сайтов все равно, правда это или нет. Тут важна эмоциональная реакция людей — чтобы они рассердились, восхитились и, конечно же, поделились этим контентом. Главное, получить как можно больше подписчиков. Потом эти сайты используют полученную базу аккаунтов для подключения к интернет-магазину или еще какой-то коммерческой деятельности. Иногда они зарабатывают с самого количества подписчиков.
2. «Сатирики». Это что-то наподобие странички юмора в газетах в былые времена. Смысл такого контента доходит не до каждого — ведь далеко не все понимают иронию. Один из авторов такого аккаунта мне сказал, что им движет желание развлечь, вызвать отклик, а также возможность заработать в соцсетях. Я спросил этого человека, как он определяет месседж, у которого есть сатирический потенциал. Он посоветовал взять две крупных серьезных новости за последнюю неделю и… соединить их.
Давид попросил участников медиашколы назвать пример такой новости. Мы сказали об отравлении бывшего российского разведчика Сергея Скрипаля химическим оружием в Англии, в организации которого европейские лидеры подозревают Россию. Давид предложил второй новостью взять сообщение о том, что известный шведский футболист Златан Ибрагимович, который играл за английский футбольный клуб «Манчестер Юнайтед», перешел в американский «Лос-Анджедес Гэлэкси».
Если имя Златана упоминается в Швеции, то велика вероятность того, что этим поделятся — особенно мужчины. Таким образом получаем: «Златан причастен к газовой атаке в Солсбери, поэтому он оставляет Англию и перебирается в США».
3. Мошенники, которые не стремятся развлекать или зарабатывать. Это страницы, на которые ты переходишь с Facebook — сначала на одну ссылку, потом на другую, потом на третью… А потом появляется сообщения типа: «Привет, Давид, посмотри это видео». В конце «лесенки» ссылок у вас могут спросить какой-то ваш пароль. Иногда это чревато и другими неприятностями: можно незаметно оформить подписку или абонемент на что-то.
4. Сайты и аккаунты, руководимые идеологией или политическими взглядами. Накануне выборов они особенно активны. Проблема в том, что люди, которые репостят эти материалы, заранее уверены в том, что это правда. Часто такие фейки возникают в закрытых группах. Именно в такой сети было опубликовано фото «избитой» старушки. Группа называется «Защитим Швецию» и является одной из самых крупных подобных групп в шведском Facebook. У нее интересная история. Год назад полицейский по имени Петер Спрингаре начал публиковать в интернете информацию о всех задержанных им лицах — вел свою статистику преступлений. Это имело для него не очень хорошие профессиональные последствия. В Facebook возникла группа в его поддержку под названием «Защитим Петера Спрингаре». Но в этой группе царила такая неприятная, враждебная атмосфера, что в результате сам этот полицейский заявил, что не хочет иметь с ней ничего общего. И тогда группу переименовали.
Аудиторию таких групп очень сложно переубедить. Люди с любыми экстремальными взглядами — левыми или правыми — к сожалению, вообще не склонны доверять медиа. Поэтому мы можем только все более активно разоблачать их фейки, надеясь, что кого-то это остановит от того, чтобы присоединиться к ним.
5. Иностранные игроки. Наиболее опасный тип.Фейковые аккаунты, которые управляются из-за рубежа. Их действия несут угрозу безопасности государств. Мы уже слышали о возможном вмешательстве в выборы в США, Германии, Италии. Шведская служба безопасности предполагает, что и у нас могут иметь место такие процессы. Представители власти не думают, что есть угроза прямого влияния на результаты выборов. Но их волнует, что вмешательство снаружи может повлиять на общественное мнение. А также работать на подрыв сотрудничества внутри ЕС и НАТО, мешать осуществлению внешней политики Швеции. Мы пока еще не знаем, каким конкретно образом может произойти воздействие на умы. Россия, конечно, может включиться. Во многих странах есть программы по проведению манипуляций в социальных сетях.
6. Обычные люди. Это, скорее, не создатели, а распространители фейков. Но именно они наиболее активны!Моя тетя, например. Тут возможно много методов: это и цепочка писем, и слухи, и шутки, и просто неправдивые новости. С этим трудно бороться. Но можно и нужно провести образовательную беседу с родственниками.
Что можно сделать
Если в отношении иностранных игроков правительства, возможно, и примут какие-то меры, то на действия обычных людей очень трудно воздействовать. Ведь речь идет об индивидуальной реакции на определённую новость. Я считаю, что никаких административных санкций для обычных людей быть не должно.
Что же делать? Распространять знания о том, как критически анализировать новости. Результаты исследований показывают, что самая юная молодежь хорошо усваивает навыки критического анализа контента, а вот со старшим поколением дела обстоят хуже.
Видео о важности фактчекинга, которое подготовила редакция газеты Metro
Наш проект разработал специальные учебные материалы. Ими пользуется средняя и старшая школы в Швеции. Кроме того, мы уже два года проводим мероприятие в стокгольмском Доме культуры в день критического анализа источников. Мы опубликовали также «предупреждающий список» подозрительных сайтов — преимущественно шведских, но не только.
Занимаясь опровержением фейков, очень важно достучаться до как можно большего количества людей. Вот, например, видео об «иммигрантах из Ринкебю» посмотрело полмиллиона, 50 тысяч поделились им. Мы не можем напрямую каждому из них сообщить, что это фейк. Но наша публикация об этом набрала 350 тысяч просмотров. Я думаю, что у каждого из посмотревших видео, хотя бы один знакомый видел наш материал — и мог сказать об этом.
Наш сайт действительно очень популярен. Причина — тоже человеческая психология. Люди очень любят поучать других, показывать, что они не правы.
У Viralgranskaren более 100 тысяч подписчиков в соцсетях. Мы делаем акцент на аудиторию Facebook. С Twitter работаем меньше, так как там сидят главным образом шведские журналисты и политики, а не обычные люди. В Facebook же нам очень интересен сам формат прямого общения с пользователями, где нам любой может предложить тему, отреагировать на наш материал, спросить нас о чем-то. Наши подписчики зорко следят за контентом и часто сообщают нам о материалах, которые похожи на фейки. Причем пишут очень разные люди — и по возрасту, и по профессии. Даже пенсионеры жалуются на «вредные» ссылки.
Эффективный метод — обозначить фейк визуально, прикрепив на картинку к статье слово «фейк» или «неправда», а также свой логотип. Также важен заголовок. Например, можно написать: «Нет, старушку не избили».
Важную роль играют личные контакты среди журналистов — они тоже помогут распространить информацию.
Редакция MediaSapiens благодарна Fojo Media Institute за возможность побывать на выступлении Давида Петерсона.
Фото автора.