Программный директор «Нашего радио» Вадим Смилянец: На формат радиостанции не должен влиять собственник
Виділіть її та натисніть Ctrl + Enter —
ми виправимo
Программный директор «Нашего радио» Вадим Смилянец: На формат радиостанции не должен влиять собственник
Программному директору общенациональной радиосети «Наше радио» Вадиму Смилянцу первую работу на радио помог найти счастливый случай. И эта работа нравится ему по сей день. О своем ежедневном драйвовом марафоне, о том, как на формат радиостанции влияет изменение собственника, как «Наше радио» относится к конкуренции радиостанций внутри своего холдинга (UMH), а также об украинской музыке Вадим Смилянец рассказал в интервью MediaSapiens.
— Так уж вышло в моей жизни, — говорит Вадим, — что до «Нашего Радио» я работал на «Нашем Радио»! С 1997 года. Это был первый курс политеха, я планировал стать программистом. Моего отца, как технического инженера, пригласили настроить оборудование в эфирной студии «Нашего Радио». Я заехал в офис радиостанции посмотреть на новую технику, которую закупили в Европе (с детства люблю и очень слежу за техникой). Завязался разговор с музыкальным редактором, он меня спросил, умею ли я миксовать музыку. Попал в точку: я с 7-го класса проводил дискотеки в школах. Показал, что умею, и он предложил попробовать микшировать песни в эфире «Нашего» по ночам, когда нет ведущего. Для меня, первокурсника, делать в эфире РАДИО то, что я умею и люблю, да еще за ДЕНЬГИ? Конечно, я согласился. А через некоторое время стало интересно: почему именно в таком порядке расставлены песни, почему утром песни ритмичнее, вечером спокойнее, как пишутся джинглы и т. п. Однажды подменил музреда, сделав сам плей-лист. А потом сам стал музыкальным редактором. Освоил профессию, но появились новые вопросы: как работают ведущие, как делают утреннее шоу, как исследуется аудитория… Начал посещать тренинги и семинары. Через некоторые время поступило предложение попробовать себя в роли программного директора. Попробовал — понравилось. И не разонравилось до сих пор :)
— Чем является радио в вашей жизни?
— Это половина моей жизни. С учетом того, как давно я работаю в этой сфере и сколько часов каждый день. Честно скажу — семью вижу реже, чем коллег по работе.
— Как выглядит день программного директора одной из крупнейших сетевых радиостанций?
— К счастью, я не помню ни одного дня, который был бы похож на предыдущий. Радио — это каждый день что-то новое. Каждый день слушаешь новые песни, обсуждаешь с ведущими прошедший день и планируешь следующий. С креативным отделом придумываем новые программы и проекты. Пожалуй, стабилен только сам фон дня — радио. Я слушаю или «Наше Радио», или другие станции, чтобы быть в курсе того, что происходит в эфире конкурентов.
— А кого вы считаете своими конкурентами?
— Это станции с похожим музыкальным форматом, с украино- и русскоязычными песнями. Но мы не прямые конкуренты, потому что у «Нашего Радио» есть своя идея, которой нет ни у кого: «Все будет по-нашему!». Это уважение к нашей стране, это гордость за ее людей. И даже за ее котов! (Речь о проекте «Нашего радио» — «Главный кот страны».) Это поддержка украинских брендов (проект «Краще Наше»). Это любовь к украинским песням. Мы вместе со слушателями — патриоты!
— Кто ваш слушатель? Консервативен ли он в своих музыкальных симпатиях?
— Наша аудитория — это молодая, современная украинская семья. Они работают, но находят время для себя — занятия спортом, шопинг, отдых в кругу друзей или семьи, путешествия и т. д. Что касается музыкальных предпочтений — они не консервативны. Они с удовольствием слушают и полюбившиеся хиты, и новые песни.
— Как вы подбираете контент для своей радиостанции? На какие тренды ориентируетесь?
— Всё, что звучит в эфире, интересно нашим слушателям. При этом мы учитываем и скорость, с которой сейчас меняется наша страна, оперативность событий, изменения в укладе жизни. Наше радио меняется вместе с Украиной… Стабильно остается в эфире хорошая качественная наша музыка. Нельзя сказать, что какая-то музыка теряет популярность, а другая набирает. У каждого человека есть свои предпочтения. Кто-то любит рок, кто-то шансон, кто-то вообще — звуки природы. В эфире «Нашего Радио» регулярно появляются новинки, но в рамках формата, это музыка, которую ожидают услышать наши слушатели.
— «Наше радио» с 2011 года в составе UMH. Как за это время изменился формат радиостанции?
— На формат радиостанции никоем образом не должен влиять собственник. В нашем случае точно не влияет. Что касается изменений формата… Радио — это ежедневная работа. Каждый день появляются новые треки, исполнители, запросы слушателей в той или иной информации. Формат радиостанции определяется вкусами и потребностями целевой аудитории. Исходя из этого и формируется программный продукт для эфира.
— Каким вы видите будущее сетевых станций в то время, когда с каждым днем появляются новые нишевые форматы, онлайн-радио?
— Конкуренция подстегивает, а разнообразие радует. Количество нишевых станций растет — это отличная тенденция, каждый может найти что-то свое, а не найдет — так имеет шанс сделать сам, онлайн — так точно. Но я пока не вижу их популярности, а соответственно и угрозы для сетевых радиостанций.
— Какие у вас планы экспансии в интернет?
— Интернет практически бесконечный, места в нем хватит всем. «Наше радио» можно слушать онлайн, и надо заметить, слушают его так достаточно активно. Все большие проекты станции, как правило, мультимедийные: с загрузкой анкет, голосованием на онлайн-платформах. То есть мы не проводим экспансию, мы просто там, где наша аудитория. И если появятся новые варианты взаимодействия со слушателями, мы будем их использовать.
— Чувствуете ли вы конкуренцию со стороны других радиостанций вашего холдинга? Например, радио «Пятница» довольно быстро набирает обороты и по данным последней волны опережает вас по показателю рейтинга.
— «Пятница» заняла свою нишу и нашла своего слушателя. Я очень рад успеху коллег. А по поводу конкуренции я уже говорил — у «Нашего радио» есть свой путь и свой слушатель, с которым у нас всё взаимно!
— Вы были членом жюри конкурса украинской песни «Украинский формат» — общего проекта членов «Радиокомитета» по продвижению современной украинской музыки. Какие у вас впечатления от конкурса?
— Очень неплохие. Украина всегда была и остается «співочою країною». И «Украинский формат» еще раз это подтвердил. Прислали очень много хороших работ — более тысячи! Пришлось поднапрячься, слушать не только ушами, но и сердцем. В основном конкурсные работы — поп-музыка. Это понятно, с таким жанром легче всего завоевывать публику. Есть, конечно, и нестандартные песни. Из них запомнилась пара групп, которые поют в стиле хард-рок. На украинском. Надеюсь, они тоже найдут своего слушателя. Во всяком случае, из всех конкурсных работ я их запомнил, хоть это и далеко от формата «Нашего радио».
— Как вы считаете, конкурс смог популяризировать украинскую музыку?
— Украинскую музыку слушают меньше не потому, что она на украинском языке, а потому что она отстает по качеству. «Украинский формат» — это был прежде всего конкурс, борьба талантливых текстов, профессиональных аранжировок, свежей молодой крови. Он дал шанс новым будущим звездам подняться на вершины украинского шоу-бизнеса и поднять украинскую музыку на новый качественный уровень.
— Будет ли у «Украинского формата» продолжение?
— В Украине очень много творчества, которое остается «за эфиром и за кадром». «Украинский формат» может стать небольшой, но важной точкой опоры, которая поможет перевернуть рынок музыки в стране. У нас есть огромный потенциал, давно пора начать его использовать. Мне было очень приятно видеть украинские таланты. Чувствую, что в «Украинском формате» родится много звезд. Хочется, чтобы в первую очередь в эфире звучал качественный продукт. И, конечно, чтобы это была украинская музыка. Для этого нам надо много работать. Украинцы, как известно, работы никогда не боялись. Слушатели ждут, мы готовы поддержать, дело — за музыкантами.
Наталия Данькова, «Радиокомитет», для MediaSapiens