Откуда берутся новости?
В последнее время нередки случаи, когда известные СМИ стают жертвами фейковых новостей. А всё потому, что недостаточно тщательно проверялся первоисточник. Мы уже писали о таких случаях в статьях «Із невинних жартів – у новинні» та «Топ-8 фейкових новин українського інтернету». В список таких СМИ попадают и информационные агентства, которые и сами являются источниками информации для других медиа.
Мы решили поинтересоваться у ведущих украинских информагентств, как и с какими источниками информации они работают. Как ни странно, не все захотели раскрыть подробности своей работы, ссылаясь на коммерческую тайну.
Мы задали редакторам украинских информационных агентств такие вопросы:
Какие источники использует ваше информагентство?
Каков процент собственноручно добытой информации и сколько журналистов этим занимается?
Пользуетесь ли вы информацией из социальных сетей и как проверяете её?
Александр Мартыненко, директор агентства «Інтерфакс-Україна»:
– Ну, на 95% это, конечно, собственная информация – ведь мы информационное агентство, а значит, являемся первоисточником информации. Но в пяти процентах случаев, если какая-то информация вышла у печатных СМИ или на телевидении – мы цитируем её. Пользуемся и информацией из социальных сетей, если там работают ньюсмейкеры – политики и т.д. Но по части событий – нет, социальными сетями не пользуемся. У нас хватает своих источников информации. Всего в штате у нас около 70 журналистов.
Денис Ялухин, главный редактор «Українських новин»:
– Работа информагентства как раз и заключается в том, чтобы добывать информацию от первоисточника. У нас есть ресурс ukranews.com, на котором мы используем информацию из других СМИ, но именно для агентства добываем сами. Информацией из социальных сетей пользуемся, существуют разные технологии проверки информации. Иногда же оперативно проверить информацию невозможно. Тогда мы просто даём ссылку на первоисточник. Плюс, существует же информация, которая интересна сама по себе, непроверенная.
Александр Децик, гендиректор «Укрінформ»:
– Как источником информации в классическом понимании социальными сетями мы не пользуемся. Социальные сети используем только как базу для последующей проверки информации. Всего в штате у нас порядка двухсот журналистов.
Богдан Бородийчук, заместитель руководителя интернет-проектов УНИАН:
– У нас есть информационная служба, которая занимается этим. Мы пользуемся и СМИ, и официальными сайтами. Социальными сетями тоже пользуемся, но не очень часто. Для проверки достоверности фактов у нас есть специальные люди, которые обзванивают контакты именитых людей и подтверждают или опровергают информацию. В штате у нас около ста журналистов.
Тарас Смакула, главный редактор ZIK («Західна інформаційна корпорація»):
– Журналісти обирають інформацію за ступенем достовірності. Наприклад, із засобів масової інформації, яким ми можемо довіряти, як-от «Українська правда», «Телекритика» чи «Дзеркало тижня». Де ми можемо бути впевнені, що інформація, розміщена там, є достовірною. Соціальними мережами теж користуємося, але рідше: коли в соціальних мережах люди, чиєму моральному авторитету можна довіряти, ми можемо взяти інформацію з мережі та підтримати її, посилаючись на джерело. Журналістів, разом із редакторами, в нас 15 осіб.