Виділіть її та натисніть Ctrl + Enter —
ми виправимo
ОПЛАЧИВАЕМЫЕ ПУБЛИКАЦИИ: СКРЫВАЕМАЯ ИЗНАНКА ЖУРНАЛИСТИКИ
Какими бы ни были мотивы – низкая зарплата, алчность или что-то другое, эти журналисты действуют в интересах властных структур, политических деятелей, корпораций или частных лиц, желающих контролировать информацию о себе и готовых за это платить. Об этом говорится в составленном Биллом Ристоу докладе “Оплачиваемые публикации: подкуп журналистов во всем мире”, который был подготовлен для Центра помощи зарубежным средствам массовой информации (CIMA) в Вашингтоне.
Сама идея оплачиваемых публикаций – это “изнанка журналистской деятельности”, ставшая повседневной реальностью в разных концах света, указывает в докладе Ристоу директор Центра журналистики имени братьев Найт в Западном полушарии Розенталь Алвес.
“Эту проблему освещают нечасто, – отмечает Алвес. – Мы так много занимаемся защитой журналистов, что порой опасаемся раскрывать или показывать эту сторону нашего ремесла”.
В качестве примеров в докладе рассказывается о южноафриканских репортерах, которым платили за положительные материалы о представителе Африканского национального конгресса во время его схватки с партийными конкурентами, о газетах в Камбодже, собирающих компромат на видных деятелей и вымогающих деньги за согласие не публиковать эти статьи, о рекламных материалах на Украине, подаваемых как новости. Эти и другие примеры со всего мира, похоже, свидетельствуют о том, что небольшие выплаты или подарки репортерам – нормальная или даже общепринятая практика.
Для журналиста, берущего деньги или подарки у своих источников информации, обычно бывает трудно готовить какие-либо печатные или эфирные материалы против них. В некоторых странах, включая Соединенные Штаты, у журналистов может возникать противоречие между объективным освещением событий и сохранением доступа к ценным источникам.
Преодолевать коррупцию в журналистской среде трудно, особенно там, где журналистам мало платят, а владельцы СМИ готовы использовать свою трибуну для продвижения чьих-то политических и экономических интересов. Однако Ристоу пишет, что решить эту проблему стремятся прежде всего специалисты по связям с общественностью, уставшие от необходимости платить за публикации.
Автор обращает внимание на российское агентство “Промако”, которое в 2001 году решило подготовить пресс-релиз о вымышленной компании и посмотреть, какие информационные агентства его перепечатают. Выяснилось, что одно издание передало пресс-релиз бесплатно, еще семь либо отказались публиковать информацию, либо пометили ее как рекламу, а 13 изданий потребовали плату в размере примерно от 500 до 2000 долларов. “Промако” назвало фирмы, потребовавшие платы, и публично поставило их в неловкое положение. Агентство также поделилось своей методикой с мировыми PR-агентствами, надеясь, что подобных акций станет больше.
Для любого СМИ утрата доверия губительна, и этот риск открывает пути к решению проблемы. “Нам необходимо понять, что для журналистики огромное значение имеет этика” – такое высказывание Алвеса приводит Ристоу.
Тенденциозность средств массовой информации?
Докладчики, затрагивавшие эту тему 29 сентября в дискуссии за круглым столом в CIMA, также подчеркивали необходимость анализировать политические связи и отношения с властью, складывающиеся у владельцев СМИ, и воздействие этого фактора на позицию редакции.
“Говорить об этом чрезвычайно важно”, – заявил Натаниэл Хеллер, представитель вашингтонской организации Global Integrity, отслеживающей тенденции в области государственного управления и коррупции по всему миру.
Сотрудник румынского Центра журналистских расследований Стефан Кандя сделал упор на необходимость надлежащей подготовки журналистов, особенно в таких местах, как Восточная Европа, где традиции журналистских расследований не сложились и новости служат “главным образом пропагандистским инструментом”.
“Я бы скорее взялся учить юного студента, нежели готовить репортера, проработавшего в редакции, скажем, пять лет, потому что этот репортер уже сам знает, чего делать не следует”, – сказал Кандя. Он призвал местных журналистов создавать сильный “бренд” журналистских расследований, известный своей независимостью и выступающий в роли убедительной альтернативы средствам массовой информации, владельцы или спонсоры которых используют их для продвижения своих интересов.
Когда коррупция в журналистской среде распространена настолько, что репортерам платят просто за посещение мероприятий, организаторы, по мнению Хеллера, могут находить способы требовать от репортеров большего. По его словам, в Уганде он решил, что будет платить только за сообщения в блогах, где обсуждаются “состояние журналистики и низкие зарплаты”. Он также призвал публиковать и сравнивать данные о том, какую зарплату получают репортеры.
В случаях, когда благоприятное освещение в СМИ необходимо для гарантированного доступа к источникам информации, проблему, как считают некоторые эксперты CIMA, должны решать сами журналисты. Например, они могут использовать сотни законов о доступности и раскрытии информации, существующих во многих странах мира, но редко применяемых, отметила Розмари Армао, преподающая журналистику и коммуникации в университете штата Нью-Йорк в Олбани.
Армао заявила также, что репортеры должны быть готовы ставить в неловкое положение источники информации, отказывающиеся от интервью или не дающие ответов. Когда Армао работала в одном из СМИ в Боснии, боснийское правительственное учреждение месяцами отказывалось назвать компании, которые не платят пенсионных налогов.
Ее издание “подготовило большой развернутый материал о том, как четыре месяца ушло на выяснение имен людей, которые не платят налогов”, рассказала она. По ее словам, когда источники информации не могут давать ответы, которые им должны быть известны, журналисты должны указывать на это и “ставить их в глупое положение”.
Однако Фрэнк Фогл из организации Transparency International и фонда Partnership for Transparency указал, что для действенных журналистских расследований не обязательно нужны источники на высоком уровне.
Приведя в качестве примера разнобой в расценках на медицинские услуги, он предложил сравнить несколько разных больниц в разных населенных пунктах и выяснить, где за те или иные виды лечения приходится платить больше, чем в других местах. “Сразу задаешься вопросом, почему так происходит, и начинаешь обнаруживать на определенных уровнях всевозможные формы коррупции, которые непосредственно затрагивают граждан”, – сказал он.
В конечном счете сами журналисты заинтересованы в том, чтобы утвердить в своей профессии этические принципы. В докладе Ристоу руководитель программ Международного института прессы в области свободы печати Энтони Миллз отмечает, что когда это не удается сделать, страдает не только их работа, но и дело свободы прессы в целом. “Пресса, готовая брать взятки, не свободна”, –указывает Миллз.
Автор: Стивен Кауфман
Источник: debaty.org