ms.detector.media
Гала Скляревська
17.03.2022 10:00
Как Украина (по мнению России) «готовит биологическое оружие» из блох, комаров и ящериц
Как Украина (по мнению России) «готовит биологическое оружие» из блох, комаров и ящериц
Россия дезинформирует мир о том, что в Украине разрабатывают биологическое оружие. Объясняем, почему это фейк и зачем он может быть нужен Кремлю.

«Нет войны страшней: против ракеты, летящей в нашу сторону, защита есть, а вот против комарика, зараженного полиомиелитом или менингитом, нет». Так о страшных замыслах коварной Украины, которая под руководством Пентагона якобы замышляла заразить россиян разными болезнями, сообщила в своем телеграм-канале пропагандистка Тина Канделаки. Восемь лет, как сообщает она читателям (230 тысяч подписчиков), в России идут разговоры о том, что Украина «разрабатывает, тестирует и адаптирует вирусы под славянский этнос». И теперь, во время войны, министерство обороны России доказало, что коварные американцы все-таки замышляли недоброе в «более чем 30 американских биолабораториях Пентагона», которые, мол, находились в Украине. Канделаки, как и сотни других пропагандистов, иногда анонимных, публикует буквально ежедневные брифинги министерства обороны России, посвященные «созданию биологического оружия» в Украине и «доказательствам», которые внезапно оказались в руках у захватчиков.

Фейк о создании биологического оружия опровергли все — от президента Зеленского, Министерства здравоохранения Украины, представителя Госдепа, посольства США в Украине, Службы безопасности Украины и до ООН, которая не нашла никаких доказательств, что Украина или США нарушали Конвенцию по запрещению биологического и токсинного оружия, которую Украина подписала и соблюдает.

Но Россия упорно продолжает доказывать, что биологическое оружие в Украине разрабатывали. И показывают на брифингах нарисованные в самом министерстве обороны России документы с якобы доказательствами этих самых разработок. MediaSapiens внимательно изучил эти документы и рассказывает, почему ни одно из утверждений не имеет отношения к реальности.

«В Украине 30 лабораторий, подконтрольных Пентагону». Это только картинка, которую показало Минобороны России.

В Украине нет и не было никаких лабораторий, подконтрольных Пентагону, — ни 30, ни 3000, ни одной. Но есть тринадцать лабораторий, которые в рамках программы Нанна-Лугара —американской программы уничтожения оружия массового поражения, которая начала действовать в 1993 году в странах бывшего СССР, и ее продолжения — Программы снижения биологической опасности, были оснащены и частично перестроены на деньги из бюджета военного ведомства США. Собственно, программа, в рамках которой из бюджета Пентагона выделялись деньги на украинские лаборатории, имела простую цель: НЕ ДОПУСТИТЬ распространения или создания биологического оружия. А также помочь предотвратить случайные утечки из лабораторий, которые остро нуждались в модернизации. Ну, и наконец, поддержать украинскую науку, которая изучает разные местные болезни, и обменяться опытом и данными. Из их существования никогда не делали тайны — на них даже таблички вешают, в которых указано, что корпуса лабораторий строили на американские деньги.

С полным списком лабораторий можно также ознакомиться на сайте Посольства США в Украине. Вот он для тех, кто не читает по-английски и по-украински: 

Ни одна из лабораторий не была построена американцами — все они существовали в Украине с советских времен, некоторые — с 20-х годов прошлого века. Их частично реконструировали, а в некоторых случаях строили новые корпуса. На сайте посольства США можно найти и суммы, которые выделялись из бюджета США и о которых, как о страшном секрете, говорят сейчас представители минобороны России на брифингах. Например, Институт ветеринарной медицины Национальной академии аграрных наук заключил договор на покупку мебели, проект и строительство нового здания в 2012 году. Общая стоимость работ — $2,1 из бюджета министерства обороны (1 млн 217 тыс. 164 долларов на проектирование и строительство, и 762 тыс. 134 долларов — на оборудование и мебель).

Подчеркнем: это 2012 год, когда в Украине президентом был Янукович, большой друг России. Ну не мог же он подложить россиянам свинью в виде лабораторий Пентагона, создающих биологическое оружие прямо у границ любимого соседа?

Более того. Трудно поверить, но одна из лабораторий, которую финансировали американцы, находится в Луганске. Обошлась она в 1 млн 746 тис. 312 долларов (1 млн 267 тыс. 124 долларов на проектирование и строительство; 479 тыс. 188 долларов на лабораторное оборудование и мебель). С 2014 года она находилась под контролем оккупационных властей, и ни одной «секретной» разработки или документов, которые бы свидетельствовали о разработке «компонентов биологического оружия», в ней не обнаружили. А между тем, о «биологическом оружии» в «украинских лаборатория Пентагона» российские и пророссийские СМИ пишут как минимум с 2012 года. Вот, например, статья на эту тему на пророссийском украинском ресурсе «Вести», опубликованная в 2013 году. 

12 (минус луганская) лабораторий все-таки есть. И чем они занимаются в Украине?

Наукой и обучением специалистов. Собственно, украинские лаборатории — это важно — не финансируются Пентагоном; они получают деньги из бюджета Украины и подчиняются Министерству здравоохранения Украины. Деньги Пентагона в основном шли на то, чтобы повысить уровень защиты лабораторий. Также есть отдельные программы, на которые поступают деньги из США. Например, по изучению патогенов, естественных для ареалов их обитания. И это нормально — изучать болезни там, где они естественным образом существуют в природе. Есть также база патогенов — полезный инструмент, финансируемый США, для создания общенациональной базы образцов, хранящихся в лабораториях. Также в рамках программ повышают квалификацию специалистов. Чем занимаются лаборатории, подробно описали в докладе украинских ученых за 2012 год.

Научные программы, финансируемые США, были и в России. До 2012 года там работала такая же программа Нанна-Лугара и программа противодействия биологическим угрозам. Один из институтов, финансируемых США в России, назывался МНТЦ — Международный научно-технологический центр, по его программам работал ряд институтов, которые входили в объединении «Биопрепарат». И вот как раз «Биопрепарат» занимался разработкой биооружия в СССР и в России как минимум до 1992 года. При этом ни одного института «Биопрепарата» не было в Украинской ССР — только на территории РСФСР. Например, в Новосибирске.

При этом десятилетия спустя после развала СССР США подозревали Россию в том, что она продолжает разрабатывать биологическое оружие. Вот российский «Коммерсант» пишет, что финансирование в рамках программы Нанна-Лугара в 2002 году останавливалось именно из-за подозрений, что Россия скрывает свои разработки в этом направлении. Как минимум к трем лабораториям, в которых раньше занимались биологическим оружием, в России ограничили доступ для международного аудита еще в 1992 году, и это вызывало оправданную обеспокоенность у Запада.

Украинские же лаборатории ни в СССР, ни позднее не занимались разработкой оружия: эти лаборатории не военные. Больше всего они сосредоточены на мониторинге распространения возбудителей и возникновения устойчивости к антибиотикам. Более того, в Украине нет и никогда не было ни одной лаборатории с уровнем BSL-4, которые позволяют работать с крайне опасными патогенами и хотя бы теоретически подошли бы для разработок оружия. Вот сайт экспертов по биозащите, которые отслеживают такие лаборатории. Всего существует четыре уровня биозащиты лабораторий (Biosafety Level): BSL-1, BSL-2, BSL-3 и BSL-4. В лабораториях первого и второго уровня (которых в Украине большинство) можно работать с вирусами гепатита, ВИЧ, кишечными палочками. В лабораториях третьего уровня (их в Украине всего две — противочумный институт в Одессе и лаборатория Центра общественного здоровья Минздрава) исследуют возбудителей туберкулеза, желтой лихорадки, а также всяческие коронавирусы и возбудители атипичных пневмоний. И в четвертом уровне разрешается исследовать возбудителей наиболее опасных болезней — вирусы Марбург, испанки, Эбола и так далее. Повторим, в Украине таких лабораторий нет.

Российская пропаганда пишет, будто бы заместитель Госсекретаря США Виктория Нуланд подтвердила, что в Украине есть военные лаборатории. Это откровенное вранье: она этого не говорила. Нуланд сказала, что в Украине есть исследовательские лаборатории и что она опасается, как бы материалы, которые в них хранятся, не попали в руки российских военных, которые сами могут устроить провокацию или просто использовать свое биологическое оружие в Украине, прикрываясь придуманным ими «украинским биооружием». 

Минобороны России показало документы, в которых Министерство здравоохранения Украины приказывает срочно уничтожить образцы в своих лабораториях. Зачем, если это не секретные разработки оружия?

Документы, которые показали во время брифинга министерства обороны России, могут быть полностью фейковыми, то есть просто сделанными в фотошопе. Под приказом об экстренном уничтожении «патогенов» в связи с военным положением нет подписи министра, и нет никаких доказательств того, что такой приказ существовал.

Вариант второй: приказ был, и список уничтоженных патогенов действительно существует. Такая вероятность есть, ведь и Украина, и ее западные партнеры обеспокоены тем, что может случиться, если российские войска захватят города, где есть лаборатории с «библиотекой» разных вирусов и бактерий, которая есть в любой научной лаборатории, изучающей болезни и способы борьбы с ней. Причину такого беспокойства лучше всех описал американский консервативный журнал National Review: «Биологический исследовательский центр и биологическое оружие — это не одно и то же, но если в Украине нет биологического оружия, это не означает, что материалы в различных лабораториях страны не могут быть опасными. И у США — и у всего мира — есть веские причины не желать, чтобы кучка голодных, молодых, плохо обученных российских призывников бродила по биологическим исследовательским лабораториям с образцами неизвестно чего в пробирках».

Специалисты озабочены неспроста: утечка в результате попадания в лабораторию или намеренное распространение вирусов или бактерий из таких лабораторий не станет началом Апокалипсиса, но определено может создать проблему для жителей городов, где находятся лаборатории. Представьте себе, что такое холера или дифтерия в осажденном городе, где нет света, воды и лекарств. Именно поэтому, хотя бы теоретически, приказ об уничтожении патогенов мог существовать. 11 марта, например, Всемирная организация здравоохранения посоветовала Украине уничтожить особо опасные патогены.

И, наконец, третий вариант. Документы об уничтожении патогенов в лабораториях, которые показали россияне, лишь слегка исправлены в фотошопе, и являются плановыми: в лабораториях периодически уничтожают уже ненужные образцы.

В любом из трех вариантов самое важное то, что среди перечисленных патогенов, уничтоженных или нет, нет ни одного, который можно использовать для создания оружия, и по-настоящему опасного. Документы, показанные на брифинге минобороны России, доказывают только одно: это гражданские лаборатории с относительно безобидными вирусами и бактериями. Никаких «особо опасных патогенов — возбудителей чумы, сибирской язвы, туляремии, холеры и других смертельных болезней», как заявляли в России, в списках нет. А есть дрожжеподобный грибок, кишечная и дифтерийная палочка, энтеробактерии и золотистый стафилококк. Ничего из этого не может быть использовано в военных целях. И всё это есть во многих, российских в том числе, лабораториях; многие из штаммов в списках, которые опубликовало министерство обороны России, можно купить для исследований.

Еще один важный момент: в списках в основном бактерии. Как бы ни пугали страшилками про бактериологическое оружие, опыт его создания в СССР (который больше других стран занимался подобными исследованиями) и опыт работы с бактериями в военных целях был крайне неудачным. Например, из-за утечки из лаборатории сибирской язвы в 1979 году погибло более ста человек. Единственное известное применение сибирской язвы, о которой говорят в миноброны России как об одном из якобы уничтоженных в Украине патогенов, в ХХI веке — это террористическая атака в 2001 году в США: тогда преступник разослал по почте сибирскую язву в порошке американским сенаторам и СМИ. Заразились 22 человека, погибли пятеро.

Даже до полного запрещения биологического оружия в качестве перспективных для создания оружия рассматривались вирусы или их комбинация с бактериями, в первую очередь вирусы оспы, Эбола, Марбург и так далее. Их в списках якобы уничтоженных в Украине штаммов нет. И даже если бы были, вопрос в том, сколько их: из показанных документов следует, что это — лабораторные образцы. Для создания оружия нужны сотни литров биологических агентов. В показанных документах (даже если допустить, что они подлинные) видно, что это небольшие количества вещества. Против некоторых даже есть приписка - референс-штамм, то есть эталонный образец.  

Про лаборатории понятно. Но при чем тут бакланы, комары, летучие мыши и блохи?

Это самое фантастическая часть из выступлений минобороны России. Они утверждают, что

Все эти пункты не имеют никакого отношения к реальности. Во-первых, в мире не существует биологического (да и любого другого) оружия, которое поражало бы только определённый этнос — наука и технология не так далеко продвинулась, и ученые не ожидают прорывов в этом направлении в обозримом будущем. И никакое оружие, никакая болезнь не сможет отличить ДНК украинцев от ДНК русских, поскольку отличия хоть и есть, но незначительные: генетически европейцы однородны, среди них выделяются около четырех подгрупп, в которые могут входить представители совершенно разных этносов (например, балтийские народы, русские, украинцы, белорусы и поляки входят в одну подгруппу).

На слайдах фигурируют вполне реальные люди. Например, начальник лаборатории Национального научного центра «Институт экспериментальной и клинической ветеринарной медицины» в Харькове Денис Музыка. Он — начальник лаборатории вирусных болезней птиц.

Желтым выделены не какие-то угрожающие слова, а всего лишь описание исследований лаборатории и их желаемый результат: исследование изменений заболеваний у птиц и создание системы раннего их обнаружения, что позволит эффективнее защитить людей и животных. Что полностью подтверждает исключительно мирный и научный характер исследований в украинских лабораториях.

 

Во-вторых, невозможно использовать птиц, рептилий (!) или летучих мышей для целенаправленного переноса инфекций. Бакланы, как бы ни хотелось министерству обороны России, гнездятся в одних странах, живут в других, летают через третьи — их ареал обитания не совпадет с границами России. А читать карты они не умеют, так что могут заразить человека везде, где бывают. Как и любые другие птицы, летучие мыши, комары и ящерицы с черепахами. Особенно интересно, как представляли себе российские чиновники распространение болезней с помощью рептилий. Их будут сбрасывать с самолетов? Или распространять через зоомагазины? Также не очень понятно, для чего, собственно, американцам «140 контейнеров с блохами и клещами» летучих мышей.

Американский биолог, ведущий научный сотрудник Центра биотехнологической информации Национального института здравоохранения США Евгений Кунин назвал заявления минобороны России об использование птиц и насекомых для заражения кого бы то ни было «клиникой и психиатрией». По сути, то же самое, но мягче сказал министр здравоохранения Украины Виктор Ляшко: «Сегодня один из нарративов захватчика — это поиск мнимого биологического и химического оружия и следов его разработки в Украине (…).

Конечно, для любого образованного человека — это не больше, чем просто больная фантазия. Более того, Россия так же прекрасно понимает, что такое постсоветская система лабораторных центров, как они работают и какими исследованиями занимаются». Ляшко попросил Всемирную организацию здравоохранения осудить российскую пропаганду официально. И призыв министра понятен: вряд ли российские генералы действительно верят в ту чушь, которую они произносят на брифингах, показывая ими самими нарисованные картинки. Значит, у этой дезинформации есть цель. И цель эта, как опасаются в Украине и на Западе, очевидна: Россия регулярно обвиняет другие страны в том, что делает сама.

ms.detector.media