ms.detector.media
Гала Скляревська
27.08.2020 21:55
Алексиевич считает, что белорусам нужна помощь Путина. А сейчас Россия им не помогает?
Алексиевич считает, что белорусам нужна помощь Путина. А сейчас Россия им не помогает?
Между тем Россия – почти такой же активный участник политического процесса в Беларуси, как и белорусские политики, народ и силовики. Но ее роль в этом процессе двойственна.

Со вчерашнего дня в украинских, белорусских и российских медиа цитируют нобелевского лауреата по литературе, белоруску Светлану Алексиевич, которая рассказала журналистам о своем видении выхода из политического кризиса в стране. Среди прочего, она сказала, что Беларуси может понадобиться помощь мира и России, а возможно – Путина, «единственного», с кем сейчас разговаривает Александр Лукашенко. Алексиевич считает, что Путин сможет объяснить Лукашенко, почему его судьба и судьба республики – не тождественные вещи. И тем самым поддержать недостаточно сильное, по мнению Алексиевич, «гражданское общество» Беларуси, которое призывает его к диалогу с собственным народом.

Путин же, как следует из опубликованного сегодня интервью, считает, что он может помочь Лукашенко совершенно другим – не разговором, а «резервистами»  из числа сотрудников правоохранительных органов, которые окажутся в Беларуси, если протестующие попытаются «захватывать административные здания». По сути, сегодняшнее интервью Путина – первое развернутое высказывание Путина о происходящем в Беларуси. И из него следует, что чудовищная жестокость, с которой правоохранители задерживали протестующих в Минске и других городах республики - оправдана, а милиция «действовала сдержанно». А досадный инцидент с задержанием «вагнеровцев», по мнению Путина, инспирирован украинскими и американскими спецслужбами. Но сейчас это «очевидно» всем - и теперь Лукашенко, который перед выборами прямо обвинял РФ во вмешательстве во внутренние дела Беларуси, и даже называл «Газпром» «кукловодом» беларусской оппозиции, просит помощи у союзника. А союзник согласен ее оказать - для «поддержания стабильности» отрядами спецназа, а вовсе не для поддержки гражданского общества, как надеется Алексиевич.

По сути, с предвыборной гонки и до нынешнего момента Россия, – почти такой же активный участник политического процесса в Беларуси, как и белорусские политики, народ и силовики. Но ее роль в этом процессе двойственна: с одной стороны, официальный Кремль поддерживал Лукашенко, Путин первым поздравлял его с избранием и так далее. А с другой – не запустил в поддержку «легитимного» президента на полную мощь свою пропагандистскую машину, и даже не указывает, как говорить телевизионщикам и политикам о протестах в Беларуси. Из-за этого российские СМИ в растерянности – на одном и том же канале могут выходить программы, в которых протестующих называют то бандитами, то мирными гражданами, вышедшими отстоять свое право на честные выборы (более подробно о том, как российское ТВ освещает протесты в Беларуси, можно прочитать в материале Ярослава Зубченко). Такая же неоднозначность наблюдается и в других действиях России в отношении Беларуси.

Например, в СМИ появляется информация о том, что якобы сотрудники RT работают вместо уволившихся с государственных белорусских каналов журналистов. Маргарита Симоньян, руководитель государственного RT, официально опровергает эту информацию, но говорит, что ее сотрудники «готовы работать, если их попросят вежливо». Через день после ее заявления президент Лукашенко лично подтверждает, что на государственном БелТВ работают россияне – «с самых продвинутых каналов», причем им за работу, по утверждению президента, не платят - и, видимо, их работа оплачивается в России. «Я попросил россиян: дайте нам 2-3 группы журналистов на всякий случай. Это 6 или 9 человек с самого продвинутого телевидения… Мы россиянам не платим вообще. Слушайте, неужели я для 6 или 9 человек не найду в России друзей, которые поддержат этих людей».

Кроме российских журналистов, вероятно, в Беларусь приехали и российские политтехнологи - по крайней мере, так считает российский общественный деятель Максим Кац. Анализируя события последних недель в Беларуси, он приводит несколько аргументов в пользу такой версии. Например, появление «путингов» (митингов, на которых сгоняют бюджетников, чтобы создать картинку для тв «широкой поддержки Лукашенко»); блокировка сайтов, продвижение тезиса о том, что протест  «сдулся», нагнетание страха перед «гражданской войной», заявления о том, что символы протеста позаимствованы у «нацистских коллаборантов»  и т.д. Все это – стандартные методы работы  российских политтехнологов, считает Кац. Более того, он уверен, что сегодняшнее заявление Путина о «резерве правоохранительных органов» - тоже часть российской  информационной кампании,  не имеющая под собой никаких реальных последствий. Кац уверен, что никакой спецназ не поедет избивать в Беларусь протестующих – на самом деле, «братский народ» этого не потерпит, и это спровоцирует еще большие выступления. Поэтому угрозы Путина всего лишь давление, призванное убедить протестующих в безнадежности и бесперспективности протеста.

В то же время, пока российские штрейкбрехеры занимают места на государственном белорусском ТВ (и в президентском пуле, куда Лукашенко их лично пригласил), а российские политтехнологи сгоняют бюджетников на митинги «за батьку», в Беларуси одну за другой перестают печатать независимые издания, которые освещают ход протестов. Например, «Комсомольскую правду», «Свободные новости», «Белгазету» и «Народную волю». И все эти издания, в итоге, печатаются на типографиях в России – номера, которые были отпечатаны в  российских типографиях, в пдф-версии можно просмотреть тут.

Любопытно, что российские издательства и типографии регулярно отказываются печать что-либо, что может раздражить власть. Не печатали книги оппозиционера Гарри Каспарова, а затем – роман журналиста Сергея Лойко; не печатали книгу Насти Рыбки о ее романе с Олегом Дерипаской и комиксы о Дедпуле, который сражался с неонацистом (потому что смеяться над неонацизмом, по мнению Роспотребнадзора, нельзя) и так далее. Так что сложно предположить, что тиражи «Комсомольской правды» с фотографиями масштабных протестов на главной напечатаны втайне и без дозволения российских властей.

Так что Россия в Беларусь поставляет кадры, технологии, угрожает силовым вмешательством - и одновременно, устами Пескова, поддерживает «пророссийский курс» белорусской оппозиции, и печатает оппозиционные газеты, поставляя их на белорусский рынок. Помогает как может. И как умеет.

ms.detector.media