«Региональной прессе у нас доверяют так же, как королевскому двору», — редактор шведской газеты Barometern

«Региональной прессе у нас доверяют так же, как королевскому двору», — редактор шведской газеты Barometern

10:50,
24 Травня 2018
3618

«Региональной прессе у нас доверяют так же, как королевскому двору», — редактор шведской газеты Barometern

10:50,
24 Травня 2018
3618
«Региональной прессе у нас доверяют так же, как королевскому двору», — редактор шведской газеты Barometern
«Региональной прессе у нас доверяют так же, как королевскому двору», — редактор шведской газеты Barometern
Согласно исследованиям, даже сегодня, в эру онлайна, 80–90 % населения, которое следит за региональными СМИ в Швеции, утверждает, что местная пресса помогает им разобраться с ситуацией и понять самые разные явления в обществе. «Местным новостям у нас нередко верят больше, чем национальным, а таблоидам с миллионными тиражами, конечно, не особо доверяют. Традиционная пресса и вообще традиционные СМИ способствуют тому, чтобы у людей “лопались” пузыри фильтров», — говорит главный редактор газеты Barometern Андерс Енстром (Anders Enström) и добавляет, что это и является одной из их главных задач.

Barometern («Барометр») — ежедневная газета шведского лена (единица административно-территориального деления Швеции) Кальмар. Она существует уже 170 лет. На входе в открытых витринах — старинные печатные станки и выпуски за знаменательные дни мировой истории — например, на одной из передовиц видим материал про убийство Джона Кеннеди.

Главный редактор издания Андерс Енстром и руководитель отдела новостей и расследований Гектор Бараджас (Héctor Barajas) рассказали, что расследует местная пресса в одной из самых образцовых стран в мире, кто их финансирует, является ли издание прибыльным и почему они отказались от активного продвижения в соцсетях.

Гектор Бараджас и Андерс Енстром

«Утро. На столе яичница, кофе с молоком, апельсиновый сок и газета. А швед, который ее читает, после каждой статьи только кивает и говорит “ага”. Если издание делает такой контент, оно не бросает читателю вызов и не дает возможности посмотреть на ситуацию на другом уровне», — говорит Гектор Бараджас — приверженец того, что аудиторию надо «расшевелить».

Группа журналистов из Украины, Молдовы и Грузии отправилась в редакцию газеты Barometern на экскурсию в рамках Школы медиаграмотности Fojo Media Institute в г. Кальмаре (Швеция).

Barometern в цифрах

  • 180 тысяч человек проживает на территории, гдераспространяется газета. Аудитория охватывает как город Кальмар, так и близлежащие муниципалитеты;
  • 120130 тысяч жителей еженедельно читают газету;
  • 92 тысячи жителей читают ежедневно;
  • 36 тысяч человек оформили годовую подписку;
  • 150 тысяч уникальных посетителей в неделю посещают сайт Barometern;
  • 40 тысяч подписчиков у фейсбук-страницы издания;
  • 57 журналистов занимаются контентом издания;
  • в десяти муниципалитетах есть корреспонденты издания;
  • 60 % доходов газеты идет от подписки и 40 %  от рекламы;
  • 244 кроны — стоимость ежемесячной подписки на печатные выпуски и онлайн-контент(около 731 грн);
  • 149 крон — стоимость ежемесячной подписки только на онлайн-контент (446 грн).

Так выглядит редакция газеты Barometern в центре г.Кальмар

О владельцах

Владельцем издания является семейный фонд Gota Media. Изначально перед медиа была поставлена задача приносить пользу обществу, используя деньги фонда. Андерс Енстром отмечает, что сотня вкладчиков Gota Media далеки от журналистики и никак не влияют на работу редакции.

«Председатель правления фонда однажды сказал: “Мы не издаем газету, чтобы зарабатывать деньги. Мы зарабатываем деньги, чтобы издавать газету”. Я работаю здесь пять лет, и за это время ни разу никто и никоим образом не давал директив, что нам можно делать, а чего нельзя. Независимость газеты очень важна для достоверности и доверия читателей», — говорит Андерс Енстром.

О доверии к местной прессе в Швеции

Главный редактор (эта должность в Швеции еще называется «ответственный редактор» — ведь именно он несет всю ответственность за достоверность и этическую составляющую материалов) подчеркивает, что местная пресса всегда была хорошо развита в Швеции и очень важна для ее граждан. И даже сейчас, в эру онлайн-медиа и соцсетей, исследования это подтверждают.

К примеру, недавнее исследование Университета Линнеу (Linnéuniversitetet), также расположенного в Кальмаре, подтвердило, что Barometern является «якорем доверия». 80–90 % населения, которое следит за региональными СМИ, утверждает, что местная пресса помогает им разобраться с ситуацией и разнообразными явлениями в обществе.

«Уровень доверия к региональной прессе в Швеции такой же, как к королевскому двору, — говорит Андерс. — Местным новостям нередко верят больше, чем национальным, а таблоидам с миллионными тиражами, конечно, не особо доверяют. Это и другие исследования показывают, что традиционная пресса и вообще традиционные СМИ способствуют тому, чтобы у людей “лопались” пузыри фильтров, они начинали думать за их рамками. Потребители этих медиа критически анализируют информацию, сравнивают то, что прочитали в соцсетях и газетах. Этот уровень доверия является лекарством для современного человека. Если же мы не будем хорошо работать — кто тогда станет этим фильтром?».

О том, как завоевывать доверие

Что значит служить обществу, приносить ему пользу? Главный редактор Barometern сформулировал ответ на этот непростой вопрос.

«Мы играем большую роль для развития и укрепления демократии, — считает Андерс Енстром. — Ведь Швеция управляется гражданами, а политики находятся у них на службе. Нам нужно доносить эти демократические устои до читателей, и тогда они будут влиять на власть. Что для этого нужно? Публиковать местные новости для жителей этого региона, но также и информировать их о событиях в мире, объяснять им, как общество функционирует. Мы считаем нужным писать про актуальные вопросы, которые обсуждаются в разных местах — на предприятиях, в школах. Кроме того, мы стараемся говорить и о положительных вещах, о чем-то вдохновляющем. Даже сейчас, когда есть социальные медиа, мы позиционируем себя как общественную площадку для встреч и дебатов идей — разумеется, в тональности, свойственной воспитанным людям».

Очень важной функцией газеты является также контроль за властью. Сотрудники Barometern ежедневно посещают органы власти, где могут ознакомится со всеми документами — принцип гласности обязует предоставлять их журналистам. Именно это заставляет политиков и чиновников избегать коррупции, считает Андерс.

Руководитель отметил, что в последний год появилась потребность развиваться в сфере расследований и усиливать контроль власти. Поэтому газета пригласила опытного журналиста Гектора Бараджаса возглавить отдел новостей и расследований, а также обучить методикам работы молодых журналистов.

«Политики хотят подать определенную правду людям. Экономическая элита тоже хочет, чтобы мы говорили о них в их интересах. У нас классовое общество. И для каждого из трех классов мы должны давать информацию. Где-то все эти плоскости пересекаются, и именно в этих точках должны находиться мы. Тогда мы будем становиться более сильными как гражданское общество», — говорит Гектор.

Андерс Енстром считает, что ключевое слово для профессии журналиста — достоверность, ведь именно благодаря ей читатели доверяют СМИ.

«Нас тоже контролируют и проверяют на достоверность — и общественность, и бизнес, и политики. Во время выборов в следующем году многие люди будут заинтересованы в том, чтобы создавать свои правды, с нужной стороны себя показывать, дезинформировать читателей. Одна из госструктур, которая занимается вопросами информационной безопасности, уже провела для нас семинар о том, как действуют российские рычаги искажения информации», — рассказал редактор.

Преимуществом бытового характера для завоевания доверия газетой является то, что журналисты Barometern работают и живут в небольшом городке, жители которого могут запросто встретить их на улице. «Мы — часть сообщества и люди, зная нас в лицо, доверяют нам больше, чем журналистам других СМИ. Но завоевание доверия — это ежедневная борьба», — говорит Андерс.

О нескольких примерах расследований

Гектор Бараджас родом из Колумбии. Он, политический беженец, приехал в Швецию в 20 лет — около 20 лет назад. Редактор отмечает, что из-за происхождения у него несколько другой подход ко многим вещам в профессии. «Проблема шведских журналистов в том, что они очень доверчивы. А эта черта совсем не подходит к нашей профессии», — говорит он.

Гектор рассказал о нескольких резонансных расследованиях Barometern.

«Как-то мой коллега получил копию одного письма: родители ученика местной гимназии написали политику, представителю местного муниципалитета. Оказалось, что в гимназии не хватает преподавателей, и из-за этого ученики не имеют возможности посетить необходимое количество уроков по некоторым предметам. В 16:30 мы получили это письмо, в 17:00 уже вышли на контакт с политиком муниципалитета, который отвечает за этот вопрос. В этот же день чиновники созвали об этом совещание. Этот процесс говорит об открытости общества. Мы не только рассказали об этой гимназии, но и расследуем ситуацию в других», — рассказал Гектор.

Он также рассказал, какую коррупцию ему приходилось разоблачать в Швеции, которая является одной из наименее коррумпированных стран мира. Там любой орган власти обязан по закону объявить тендер, если ему нужен подрядчик для работы, стоимость которой превышает полмиллиона крон: «С этим есть проблемы в маленьких поселках. Они думают: зачем нам этот тендер, все эти бумаги, давайте сделаем все по-простому. Я как журналист не раз расследовал такие нарушения закона, хотя чиновники поначалу все отрицали. Наши политики же вовсю твердят, что в Швеции коррупции нет. Мы сами создаем мифы, что живем в идеальном обществе. Но таких обществ не существует — всегда есть нарушения».

Резонансной темой Barometern стало также расследование о новом владельце популярного в Кальмаре хоккейного клуба. Клуб сообщил о новом спонсоре, который вложит в него семизначную сумму. Эта новость очень порадовала фанатов. Но уже через три дня журналисты раскопали, что у этого спонсора темное прошлое, он был судим и таким образом хотел провернуть мошенническую аферу.

О методике работы с расследованиями

Гектор Бараджас нарисовал для нас целую схему — она описывает методику ведения расследования, которой он учит журналистов газеты Barometern.

«У меня подход в стиле магического реализма, как у моего соотечественника — писателя Габриэля Гарсиа Маркеса, — говорит он. — В Швеции есть Гёта-канал с большим количеством шлюзов, который протекает с восточного побережья на западное. Если ты плывешь на лодке, то тебе нужно пройти ряд шлюзов, чтобы подняться на следующий уровень. Расследование — это путешествие по шлюзам. Находясь на уровне одного из них, ты не можешь видеть моря, но можешь представить. Парусник — это гипотеза журналиста. Ветер — его убежденность в том, что это правое дело и он доведет его до конца. Если нет ветра, корабль не двигается вперед. На каждом шлюзе работают люди, которые их закрывают или открывают — это и власть, и пиарщики компаний, и другие силы. Моя задача — научить журналистов их отрывать. Если ты следуешь методике, тебе не придется возвращаться назад. А когда увидишь море своими глазами — наступит счастье».

Гектор объясняет собственный рисунок путешествия по шлюзам —  то есть подготовки расследования

По словам Гектора Бараджаса, для успешного расследования важно планировать свой проект, владеть техниками интервью и перепроверять информацию на каждом этапе. Не торопиться, но и не сбавлять темп, который уже набрал. Кроме того, необходимы обсуждения с коллегами.

«Типичная ошибка неопытных журналистов — имея гипотезу, они начинают с верхнего шлюза, ищут короткий путь. Нередко также вообще забрасывают тему после того, как взялись за все и сразу. А главные причины ошибок — недостаток знаний, стресс и лень», — говорит редактор.

Гектор отметил, что Андерс как главный редактор никогда не говорит ему, о чем газете непременно нужно написать, а сам Гектор не диктует своим подчиненным. «Наш тип менеджмента — это не четкие инструкции, а коучинг — наставничество. И хотя метод четких инструкций может быть эффективным, он не открывает новые возможности ни менеджменту, ни другим сотрудникам, и совсем не развивает журналистику как профессию, а репортера — как личность. Поэтому мы выбрали коучинг, для которого ключевым является командная работа и выслушивание друг друга».

…и новостями

Гектор не приемлет подход, когда журналист сидит за компьютером и ждет появления новости в сети. «Наша главная задача — найти то, о чем никто не может или не хочет говорить. Что будет нашим жителям полезно, даст им понимание о том или ином вопросе. То, чего не видно, то, что не лежит на поверхности. Моя задача как шефа новостей в том, чтобы наши новости были самыми лучшими, самыми красивыми, самыми сексуальными, самыми жесткими и самыми смелыми», — говорит редактор.

Новости Гектор образно сравнил с насекомыми — цикадами.

«В Колумбии два раза в год мы наблюдали, как все деревья в парке были в цикадах, — начал рассказ он. — Каждая из них кричала очень громко, доказывая, что она самая главная, самая лучшая, самая красивая. Так эти насекомые привлекают партнеров. Есть цикады, которые будучи личинкой живут под землей, а потом выходят наружу и ищут партнеров. Шум от цикад — это информационный шум. А качество новости — звук цикады. Главная задача моего журналиста — найти личинку под землей, поднять на свет. Потом она, эта новость, будет жить, пусть и недолго. Новости также совокупляются с другими новостями, возвращаются в землю и ждут своего часа, когда их начнут откапывать. Наши читатели должны быть “незашоренными”, иметь желание что-то узнать. Потому что во всем этом шуме цикад — нашего информационного сообщества, бывает момент, когда вдруг зазвучит симфоническая музыка. Хорошая новость — как хорошее музыкальное произведение. Она заставляет напрягаться и слушать, вызывает эмоции, чувства, а иногда и желание затанцевать».

На пиджак Гектора даже приколот значок в виде цикады

Гектор отмечает, что как колумбиец, который относится к меньшинству в шведском обществе, он видит одну существенную проблему в профессии.

«Журналисты здесь относятся к крепкому среднему классу. В редакции приходят очень похожие люди — они росли и учились примерно в одних условиях, имеют одинаковые привычки. У них создается немного однобокое видение мира. Многие газеты в Швеции только тем и занимаются, что доказывают, что освещают взгляды среднего класса. Но ведь здесь есть и рабочий класс — и его где-то 30 %», — говорит редактор.

Гектор описал, как будет происходить чтение газеты представителем среднего класса, созданной для среднего класса и с его вектором видения.

«Утро. На столе яичница, кофе с молоком, апельсиновый сок и газета. А швед, который ее читает, после каждой статьи только кивает и говорит “ага”. Если издание делает такой контент, оно не бросает читателю вызов и не дает возможности посмотреть на ситуацию на другом уровне. В таком случае вообще нет смысла в журналистской деятельности — ведь мы никак не сможем повлиять на развитие общества. Первым испытанием и для моих репортеров, и читателей, является наш отбор тем. Свежие темы и крепкие знания методики вскоре позволят нам встряхнуть нашу весьма традиционную аудиторию!» — обещает редактор.

О системе подписки, рекламе и соцсетях

Печатная версия газеты выходит шесть раз в неделю. Читатель может выбрать для себя три опции месячной подписки на Barometern: все выпуски в печати и обширный контент сайта с архивом за 244 кроны в месяц (около 731 грн. — MS), подписку на три выпуска в неделю и сайт за 199 крон (596 грн) или же только онлайн-доступ — за 149 крон (446 грн).

Андерс Енстром рассказал, что 6 % их подписчиков выбрали только цифровую подписку, но это количество растет: «Тенденция такова, что те, кто раньше больше читали нас на бумаге, теперь тоже переходят в сеть. 61 % наших подписчиков открыли аккаунты на сайте. Половина из них предпочитают бумажный вариант, но иногда заглядывают и на сайт».

Руководитель газеты рассказал, что Barometern не только не убыточное предприятие, но и ежегодно приносит фонду небольшую прибыль, которая идет на развитие издания, а именно — на внедрение новых технологий. «Сейчас 60 % доходов газеты идет от подписки и 40% от рекламы. Хотя еще пять лет назад все было наоборот», — сообщил он.

Андерс подчеркнул, что газеты не позволяет рекламодателю никоим образом влиять на редакционные материалы: эти два типа контента полностью разделены.

«Кроме того, мы не публикуем рекламу политика или силы, у которых расистские убеждения. Наша политическая реклама тоже должна следовать этическим правилам. Разумеется, в каждом объявлении указывается, что это реклама. Кроме того, у нас есть полоса дебатов, где все силы и организации могут высказаться. Раз в полгода мы подсчитываем, кому сколько места предоставляли. И публикуем эти данные для наших читателей», — рассказал редактор.

Сейчас на фейсбук-страницу газеты Barometern подписано почти 40 тысяч пользователей. Андерс Енстром рассказал, что в последнее время его газета изменила подход к работе с социальными сетями.

«Там все очень зависит от алгоритмов, на которые мы никак не можем повлиять. На данный момент наша стратегия — мало там публиковаться и работать с аудиторий напрямую. В первую очередь потому, что мы издание, которое распространяется по платной подписке: как в печати, так и онлайн.Раньше у нас примерно 15 % трафика было из соцсетей, сейчас — 7 %. Но при этом общий траффик у нас повышается, и люди готовы платить за наш контент», — говорит главред.

Андерс подчеркивает, что если бы издание не выносило материалы за пейвол, то не смогло бы оплачивать работу более 50 журналистов.

О будущем печатной прессы и о том, как привлечь молодежь

Оба редактора Barometern констатировали, что привлечение молодежи к чтению прессы остается вызовом. По их словам, в Швеции люди начинают читать газеты тогда, когда у них наступает стабильный период в жизни: они начинают платить налоги, создают семьи и осознают себя гражданами страны.

«Сложно сказать, что будет в будущем. Вначале, когда только появились электронные медиа, все думали, что печатные сразу умрут, но ведь этого не случилось. Наши цифры показывают, что публика любит оба варианта. Вечером люди хотят побыть оффлайн, сесть в кресло и почитать газету. Но все же каждое следующее поколение меньше читает в печати. Поэтому наша первая задача — создавать удобные цифровые платформы и возможности», — говорит Андерс.

Гектор уверен, что еще по крайней мере 50 лет пресса будет существовать.

«На наш век хватит», — согласились все мы.

Команда MediaSapiens благодарна Fojo Media Institute за возможность побывать в редакции Barometern.

Фото Екатерины Толокольниковой.

ГО «Детектор медіа» понад 20 років бореться за кращу українську журналістику. Ми стежимо за дотриманням стандартів у медіа. Захищаємо права аудиторії на якісну інформацію. І допомагаємо читачам відрізняти правду від брехні.
До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування ідей та створення якісних матеріалів, просувати свідоме медіаспоживання і разом протистояти російській дезінформації.
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Коментарі
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
2019 — 2024 Dev.
Andrey U. Chulkov
Develop
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду