Длинные тексты снова в моде
«Быстрее, чаще, короче», – такой девиз можно дать современной журналистике. Конечно, в первую очередь это касается интернета. Редакторы внушают журналистам, что аудитория уже и тексты ленится читать, она только заголовки просматривает. Потому в современных условиях главная задача – заставить читателя «кликнуть» на новость. О каких вообще длинных материалах может идти речь в такой ситуации?
Требования к журналистам также сводятся к количественным характеристикам. Сколько новостей можете написать на протяжении дня? Сколько слов в вашем лиде? Сколько комментариев возьмете за день?...
Можно возразить, что всё это касается новостей. А ведь есть еще и аналитика. Однако не секрет, что подробные аналитические тексты на интернет-сайтах встретишь очень редко. Всё чаще звучит мнение: журналистика цифровой эпохи – это, так сказать, журналистика «прямых эфиров». Место для длинных статей или тем более публицистики – «медленные» бумажные форматы. Но ведь и там повествовательную журналистику (на английском языке тексты такого плана называют long-form journalism) увидишь нечасто, разве что в классических «толстых журналах», которые имеют очень узкую аудиторию.
А прогрессивные журналисты, идущие в ногу со временем, в редакциях тех толстых журналов не сидят. Они здесь, в интернете: ведут онлайн-трансляцию событий в Twitter (особо продвинутые еще и в собственный видеоблог), а интервью делят на несколько фрагментов – чтобы и кликов было побольше, и, не дай Бог, не переутомить читателя (он ведь дальше второго абзаца дочитывает с трудом).
И динозавры бывают полезными…
О мультимедийности современной журналистики сказано уже немало, как и о разнообразии подачи информации: фото, инфографика, видео, аудио, интерактивность – всё, чтобы сделать контент более разнообразным и привлекательным… Сейчас, кстати, слово «контент» почти противопоставляется слову «статья». Складывается впечатление, что журналисты, которые не желают следовать этому ускоренному темпу, неизбежно станут динозаврами в профессии… Ведь для подготовки и написания качественного материала, с анализом фактов, продуманной композицией и драматургией, нужно потратить достаточно времени: несколько дней как минимум, а иногда и несколько месяцев, в зависимости от жанра. В общем, гораздо больше, чем требуется для загрузки в интернет пятиминутного видео с телефона или написания 20 заметок.
Но тут главный вопрос – нужно ли это кому-то? Что предпочтет читатель – мультимедийный продукт или текст, скажем, на 8 тысяч…слов? Действительно ли читатель уже перестает воспринимать длинные тексты, которые раньше были единственной формой существования журналистики?
В целом, пока люди хоть что-то читают и им нужны книги (об этом говорит хотя бы растущий спрос на электронные книжки), то будет нужна и нарративная журналистика, с четкой авторской позицией, а также сюжетом и композицией. Истории нужны – в конце концов, это исходит из элементарной потребности человека в осознании мира и получении знаний. Новость, факт – хорошо, но также возникает необходимость узнать причинно-следственные связи, внутренний взгляд на проблему. Другое дело, что эти самые истории разные люди черпают из разных источников, и о разных сторонах жизни. Это может быть, к примеру, душещипательная история о разводе популярной звезды. А может быть подробный репортаж журналиста о пребывании в зоне военного конфликта. В этой ситуации вначале будут более ценными твиттер-сообщения 50 очевидцев конфликта, но позднее они никак не заменят одного обстоятельного профессионального материала – с анализом, точкой зрения и, конечно, личными переживаниями.
Наполняем карманы текстами – про запас
Но ускоряющийся темп жизни и постоянный онлайн-режим препятствует чтению длинных текстов. Мультимедийность интернета отвлекает от вдумчивого восприятия – эта проблема знакома каждому, кто проводит время в сети. Беспрерывные проверки почты и своих страничек в социальных сетях, разговоры по скайпу, пересмотры видео – уже такая привычная ежедневная деятельность… Которая совершенно не способствует концентрации внимания. Потому, если тема заинтересовала, иногда приходится распечатывать статью: чтобы сесть и спокойно прочесть ее позднее. Бумажный вариант хорош тем, что здесь никто не предлагает перейти на другую страницу, не мигают баннеры, и не просят поучаствовать в исключительно важном для сайта опросе. Итак, чтобы читатель прочел серьезный объемный текст, его нужно, как это ни парадоксально, изолировать от активной интернет-жизни.
Любопытно, что смартфоны, планшеты и электронные книги сегодня могут выполнять эту функцию изоляции – хотя бы частичной. Новые технические изобретения стали наглядной демонстрацией поговорки – «тот, кто нам мешает, тот нам поможет».
Самый простой способ – загрузить в электронную книжку понравившуюся статью. Американцы уже успели придумать и активно использовать программы для планшетов и других девайсов – специально для отложенного чтения. Например, Pocket (ранее называлась Read it later). Чтобы начать пользоваться программой, нужно установить специальную кнопку на панель браузера. Дальше, увидев интересную статью, достаточно нажать на нее, и текст сохранится в «карман» – Pocket. С планшета можно отправить ссылку на нужный текст, воспользовавшись специальным электронным адресом. И уже вечером – в транспорте или дома – вернуться к этому материалу.
Таких сервисов несколько: например, бесплатный Instapaper или набирающий популярность LongForm. Последний не просто инструмент для сохранения – в нём уже есть база текстов на разные темы: классические и современные статьи, база ежедневно пополняется.
Уже больше, чем статья – но еще меньше, чем книга
Веб-платформы также могут помочь сделать журналистику длинных текстов прибыльной. К этому выводу приходят редакторы известных зарубежных журналов, которые в свое время стали пионерами нарративной журналистики – The New Yorker, Harper, Esquire.
Как считает бывший редактор New York Times Magazine Джеральд Марцорати, кризис формы связан не с аудиторией, а с расходами. Если представить себе, что журналист работает в штате издания, то понятное дело, что подготовка большого материала займет массу ресурсов. Особенно это касается расследований или путешествий. Ведь кто-то должен платить за необходимые месяцы репортерской работы, проверку фактов и труд редакторов, не говоря уже о юридической защите, которая часто требуется для объемных материалов. По этой причине подобные ежемесячные журналы просто не могут быть прибыльными. И, чтобы существовать, они будут переходить на веб-платформы.
Один из способов продавать длинный текст в интернете – напрямую, как мини-книжку. Например, так делает Amazon с помощью приложения Kindle Singles – там можно купить длинный текст – журнальную статью, но без самого журнала.
Также появились веб-издательства, которые рискнули продавать «средние формы» текстов специально для электронных девайсов – например, Atavist и Byliner. Создатели Atavist говорят, что они распространяют материалы, которые находятся где-то посередине между стандартными статьями в газетах и большой прозой – то есть большие журналистские публикации. Издательства работают как с изданиями, так и с авторами напрямую. Однако чтобы стать успешным в таком бизнесе, автору уже желательно быть известным.
Чтобы всегда оставаться на связи с читателями, зарубежные редакторы советуют журналистам периодически «рекламировать» будущий материал. То есть публиковать небольшие заметки о ходе развития темы: с какими людьми общался, куда ездил, анонсировать те проблемы, о которых автор расскажет подробней в большом тексте. Эти небольшие новости или зарисовки лучше делать бесплатными для чтения на сайте, а большие статьи – платными. Здесь также пригодятся анонсы в Twitter или Facebook.
Умеют ли «продюсеры» писать?
Интернет отобрал у человека огромную часть времени, но для неленивых всё же предоставил возможность совмещать вдумчивое чтение и онлайн-технологии. Можно сделать вывод, что современные гаджеты делают более удобным чтение таких, казалось бы, старомодных текстов. Кроме того, здесь нет ограничений по объему – ведь те же журналы хоть и предназначены для аналитики, но не безразмерны и, как и все печатные СМИ, имеют ограничения по площади.
Тем не менее, остается другая проблема, которая в наших реалиях особенно актуальна. Много ли журналистов могут создавать качественные авторские материалы? Ведь быстрое развитие интернет-изданий выдвинуло новые требования. Конечно, это логично, но при этом умение хорошо писать отошло не просто на второе, а на десятое место. Сегодня журналиста готовят в первую очередь как контент-менеджера или «продюсера новостей». И часто свое неумение подготовить профессиональный и увлекательный текст он объясняет «невостребованностью формата». Сейчас, мол, серьезные тексты на несколько страниц всё равно никто не читает – аудитория разленилась.
Однако аудитория разная. Кому-то и правда будет вполне достаточно общей новостной картины дня, а кто-то заинтересован в аналитике и публицистике. И это вовсе не означает, что первые ленивые и глупые, а вторые умные и серьезные – все по-разному воспринимают мир и ищут ответы тоже по-разному. Хотя если интересных текстов будет больше, то и количество заинтересованных наверняка возрастет – и появятся даже те, кто согласится заплатить деньги за этот текст. Главное, чтобы читатель считал материал действительно ценным и уникальным, полезным для себя. В таком случае его захочется прочесть – даже если он будет длинным, и не будет сопровождаться глянцевыми страницами, фотогалереей или динамичной инфографикой.