8 марта: как борьба женщин-социалисток за достойные условия труда превратилась в «цветочки и конфетки»
Виділіть її та натисніть Ctrl + Enter —
ми виправимo
8 марта: как борьба женщин-социалисток за достойные условия труда превратилась в «цветочки и конфетки»
Международный женский день 8 марта имеет социалистическое (не советское) происхождение. На Западе из-за возросшего неприятия СССР в 1950-х его предпочитали увязывать с неподтвержденными митингами американских работающих женщин 8 марта 1857 года. В свою очередь, СССР также исказил значение 8 марта. Советы убрали социалистический подтекст не только о достойных условиях труда, но и об улучшении прав и условий для женщин (как и об улучшении прав других социальных категорий). На своем закате они превратили 8 марта в гендерный праздник материнства, женщин и цветов. В таком контексте его унаследовала постсоветская Украина.
В современной Украине те, кто не знаком с тематикой прав женщин, не хочет его воспринимать, называя «советским праздником». А кто-то, наоборот, любит его, считая 8 марта «символом красоты, нежности, женственности и весны». MediaSapiens рассказывает, как появились эти стереотипы.
Как СМИ манипулируют темой 8 марта
Материалы некоторых украинских СМИ о 8 марта, например 24-го канала, обещают рассказать о том, как «проституток» в истории заменили на «трудящихся», и о других версиях, которые должны шокировать читателя, ведь «в них нет того праздничного настроения, к которому мы привыкли». Идею о митинге проституток, давшем начало 8 марта, также содержат публикации УНИАН и Focus.ua.
Но тезис о протестах проституток, не выдерживает никакой критики, потому что проблему проституции поднимали те же социалистки, да и женское движение в целом. Например, Клара Цеткин пишет в своей работе «Женский вопрос и социализм»: «Капиталистическая эксплуатация пролетарской рабочей силы заботится о том, чтобы дочери народа доставлялись в достаточном количестве открытой и тайной проституции и служили для скоропреходящих связей».
Идея о 8 марта как о празднике проституток содержится в книге священника Русской православной церкви. Он делает вывод, что якобы суфражистки продолжили выступления проституток и собрались в Копенгагене в 1910 году. А 24 канал уже пишет, что «в советской версии "проституток" заменили на "трудящихся женщин"».
Статья 24-го канала также вторит книге священника про «съезд суфражисток в 1910 году, где и было решено объявить 8 марта». Интересно, что издание «Буквы» также почему-то повторяет эту ошибку: соединяет буржуазных суфражисток с женщинами-работницами. Однако социалистки — современницы Клары Цеткин не поддерживали суфражисток — представительниц «буржуазного класса». А суфражистки не сотрудничали с социалистками в своем движении за право голоса женщин. И в 1910 году прошел именно Второй международный конгресс женщин-социалисток.
В материале пишут «официальную версию праздника про 8 марта, связанную с выступлением американских женщин в 8 марта 1857 году», — «марш кастрюль» на текстильных красительнях в Нью-Йорке. Для иллюстрации добавили отфотошопленное фото. Однако «марш пустых кастрюль» — это вид акции, родившийся намного позже, а именно в Чили в 1971 году. А митинг американских женщин-работниц 1857 года был выдуман, скорее всего, в 1950-х, чтобы убрать социалистический подтекст праздника.
Также 24 канал приписывает несуществующую цитату Кларе Цеткин, и именно эта цитата выдает российские источники статьи про свободных пролетарских женщин, предлагающих свою любовь. Однако Цеткин писала про любовь и отношения мужчины с женщиной следующее: «Брак в качестве тесного, нравственного единства нуждается в сильной и свободной индивидуальности мужчины и женщины как в необходимом условии для его существования. Только у сходных по силе и свободе личностей расцветает полное счастье любви…».
Другая фраза, также связанная со свободной любовью, тоже ошибочно приписывается другой женщине — государственной деятельнице и дипломату — Александре Коллонтай. Кроме того, 24 канал пишет о еврейской истории происхождения праздника. Вроде бы Цеткин родилась в семье еврея-сапожника, а поэтому она связала 8 марта с еврейским праздником Пурим, который «в 1910 году пришелся именно на этот день». Но эта версия неприемлема, поскольку 8 марта стали праздновать не в 1910-м, как утверждает статья, а в 1913-м.
В конце материала делается перекрученный вывод о том, что даже если принять во внимание, что 8 марта — это день борьбы за права, то за чьи права — неважно. Это подтасовка фактов и манипуляция.
Что же все-таки произошло с 8 марта: истоки праздника
В XIX веке социализм возникает на основе идей рабочего движения, боровшегося за улучшение труда рабочих. Рабочие, в том числе постоянно пополнявшие их ряды женщины, были привлечены повесткой социалистических движений, боровшихся, например, за сокращение продолжительности рабочего дня, введение всеобщего голосования, социальные гарантии. На Втором международном конгрессе женщин-социалисток, объединивших 100 представительниц рабочих из 17 стран, в Копенгагене в 1910 году была принята резолюция по борьбе за универсальное право женщины голосовать и предоставление гарантий матери и ребенку. Именно тогда немецкая активистка социалистического движения Клара Цеткин и предложила организовать Международный день работницы как знак международной солидарности женского пролетариата в его борьбе за экономические и политические права.
Впервые отметили День работницы в 1911 году в Германии, Австро-Венгрии, Швейцарии и Дании под девизом «Право голоса для женщин-работниц как средство объединения сил в борьбе за социализм». В Германии и Австро-Венгрии женщины оставили мужчин с детьми дома, а сами пошли на митинги и демонстрации. В одной крупной демонстрации в Вене приняло участие 30 тысяч женщин. Когда полиция пыталась забрать плакаты, начались столкновения, но до кровопролития дело не дошло. Во Львове, входившем тогда в Австро-Венгерскую империю, также прошел Международный женский день.
Первоначальная дата Международного дня работницы была 19 марта, как важный день для немецких социалисток. 19 марта 1848 года во время революции король Пруссии пообещал дать право голоса женщинам. Дата 8 марта закрепилась в 1913-м, и тогда уже он прошел на территории Украины, входившей в состав Российской империи. Например, в Петрограде тогда прошел подпольный, но открытый для публики форум «Женский вопрос».
Но женское движение не ограничивалось рабочим и социалистическим движением — оно было намного старше и обширнее. Как уже было сказано, что социалистки — современницы Клары Цеткин не поддерживали суфражисток — представительниц «буржуазного класса», а суфражистки не сотрудничали с социалистками в своем движении за право голоса женщин.
Первое зарождение феминизма относится к XVIII-XIX векам, в том числе вопрос о праве голоса для женщин поднимался и в Великую Французскую революцию 1789-1799 годов. Однако он не был поддержан, несмотря провозглашение принципа равенства среди ее лозунгов «Liberté, Égalité, Fraternité». Более того, автор «Декларации прав женщины и гражданки» Олимпия де Гуж была казнена за политическую деятельность. Ей принадлежат слова: «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент».
В Великобритании требование равных прав выдвигалось Мэри Уолстонкрафт в ее работе «Защита прав женщины» 1792 года, где она говорила о необходимости дать женщинам образование, чтобы они могли наравне с мужчинами участвовать в жизни общества. А вот философ Джон Стюарт Милль известен своей работой «Подчиненность женщины» 1869 года.
Когда в 1870-х феминизм пришел в Украину, он уже имел своих сторонников среди украинской интеллигенции, причем из числа мужчин: писатель Михайло Павлик, историк и общественный деятель Михайло Грушевський, один из организаторов рабочего движения в Галичине Микола Ганкевич и университетский преподаватель Василь Полянський.
Наверное, самым активным сторонником женского движения был Иван Франко. В работах «Женщина-мать» (1875-1876) и «Женская несвобода в украинских народных песнях» (1883) он поднимал женский вопрос: женщина выступает как угнетенный элемент общества, экономически зависимая, «женщина работает на мужа и [ее условия] хуже, чем у работницы по найму», терпит старые социальные оковы и лишена возможности получить образование. Франко переводит с немецкого и публикует работу Кети Ширмахер «Женское движение во Франции и Германии». Однако он говорит, что в украинских семьях, никакого важного дела муж не делает без совета жены, и более того, умная и отважная жена умеет во всем поставить свою волю против его.
В 1884 году в Ивано-Франковске (в то время Станислав), общественная деятельница Наталя Кобринська основала первую женскую организацию «Товариство руських жінок». Ее целью было поддержать женскую интеллигенцию в литературе и популяризировать новые прогрессивные идеи. В то же время в Киеве Олена Доброграева создала женский кружок, а уже в 1907–1911 годах Надежда Довнар-Запольская организовала Товарищество защиты работающих женщин.
В той части Украины, которая была в составе Российской империи, также развивалось женское движение. В Харькове действовало Товарищество взаимопомощи рабочих женщин, где они помогали друг другу найти работу и организовывали курсы для молодых девушек. Там же был открыт филиал первой политической женской организации — Всероссийский союз равноправия женщин, целью которого было не только выборное право, но и национальная автономия.
В 1908 году в Петербурге в зале Городской думы открылся Первый всероссийский женский съезд, среди вопросов которого были: права избирать и быть избранной, установление 8-часового рабочего дня, отмены ночного и сверхурочного труда, запрещения женского труда с вредными условиями производства, охрана материнства, свобод в области семейных отношений, борьба с проституцией. Одна делегатка предложила отменить смертную казнь, и ее предложение было поддержано. В своей петиции в Думу о предоставлении женщинам избирательных прав участницы съезда писали, что женщина «платит налоги и подати наравне с мужчиной. Женщина должна иметь право на защиту своих интересов путем участия в законодательном собрании».
Начало Февральской революции, приведшее к падению Российской империи, 23 февраля 1917 года совпало с Международным днем работницы 8 марта (по григорианскому календарю). В своем законе от 7 ноября 1917 года про выборы для Учредительного собрания Украинская народная республика устанавливает «общее, без разницы пола, равное избирательное право». Это постановление было закреплено в Конституции УНР: «Никой разницы в правах и обязательствах между мужчиной и женщиной право УНР не признает». Украинки Западно-Украинской народной республики после поражения в украинско-польской войне декларативно получили право голоса в 1921 году в рамках польской Конституции.
С 1917 года во Львове в разных формах действовала организация «Женская громада». Во время своего частичного запрета польской властью, а потом и до своего запрета советской властью в 1939 году она занималась повышением уровня образования и товарищеской жизни украинских женщин. Своими целями она ставила, в том числе, организацию детских садов, курсов для неграмотных, дешевых столовых, оказание моральной и материальной помощи участницам в случае болезни и безработицы.
Какие проблемы были у женщин
На ранних этапах развития человечества женщина не воспринималась как личность, а была объектом имущественных сделок: отцы продают дочерей в замужество и распоряжается их телами как собственностью, то же самое делают мужья. Прелюбодеяния рассматривается как преступление против собственности мужа, но он может уступить свою жену как вознаграждение или в знак дружбы. Например, Библия описывает передачу женщины брату мужа как собственности при смерти мужа. В Российской империи встречался осуждавшийся церковью обычай снохачества, когда глава большой семьи, живший в одной избе, имел половую связь с другими женщинами, в особенности с женой сына в его отсутствие.
Христианство уравняло мужчину и женщину, обязало им в равной мере заботиться о детях и быть верными друг другу. Однако уже в Средневековье женщина стала именоваться виновницей грехопадения, а мужчина ставился выше ее в нравственности. Средневековое право устраняло женщину от ведения чужих дел, свидетельства на суде, от опеки, от поручительства с мотивом ее «легкомыслия, неопытности и глупости».
С разным успехом в реализации своих прав женщина подошла к XIX веку, будучи дееспособной, работящей, но не голосующей. К примеру, в Российской империи женщины активно включались в экономику: «В 1880-х гг. достигли 25 % от общего числа рабочей силы, а в 1914 г. уже 40 %». Но их заработная плата была меньше, чем у мужчин: «В текстильной промышленности женщины и дети получали от 30 до 50 копеек в день, в сравнении с 70 копейками или одним рублем, который получал мужчина».
Естественно, это женщинам не нравилось: «Ежели я, баба, проголодалась, — жаловалась одна из них на рабочем митинге в 1905 году, — и иду покупать себе, скажем, соленый огурец, то разве с меня полкопейки берут, а не ту же копейку, что с мужика?». Социальной защиты у работающей женщины не было до 1912 года, а «от нежелательных детей либо избавлялись до их появления на свет, либо продавали после рождения, а иногда отказывались от них или же убивали».
В среднем по Российской империи грамотных женщин было 13,7 % при 32,6 % мужчинах, а в украинских губерниях показатели были еще ниже — 8 % при 25,9 %.
Как СССР создавало нужный образ женщины
Советская агитация и пропаганда решала свои задачи привлечения женщин сначала в активную поддержку революции, потом в производство, помощь фронту и опять в производство.
В 1920-х женщина «… должна быть с умирающим за революцию мужем, братом, сыном».
«Ты не станешь проливать горькие слезы, не станешь проливать их. Нет, ты мужественно возьмешь винтовку и пойдешь доканчивать начатое ими святое дело», — писала газета «Коммуна» в праздничном номере в своем обращении «К работнице и крестьянке».
Все государственные мероприятия — организация детских садов, яслей, мероприятия по ликвидации неграмотности, освобождение женщин от «домашней кабалы» — были направлены на массовое вовлечение женщин на производство. По словам президента Украинской ассоциации исследовательниц женской истории Оксаны Кись, официальный дискурс утверждал, что «советское государство и коммунистическая партия дали женщина права», освободили их от патриархального ярма, дали им возможность самореализоваться, а «не сами женщины их выбороли».
В 1930-х указывалось, что цель 8 марта — политическое воспитание работниц и вовлечение их в движение пролетариата, мобилизации сил для международной революции. При «втягивание в производство... женщин есть фактор увеличения благосостояния семьи, роста дохода семьи в целом».
В 1940-х «борьба с фашизмом, поддержка освободительной борьбы в странах третьего мира, движение за мир» стали основным мотивом 8 марта. Однако внутри СССР партийные и профсоюзные женщины-деятели поднимали вопросы снижения числа женщин в руководстве и общественной деятельности.
Секретарь ЦК ВЛКСМ и член Центральной ревизионной комиссии ЦК ВКП(б) Ольга Мишакова писала Сталину: «Утвердилось негласное "общественное" мнение, что женщина по своим природным качествам не подходит для ответственной работы». Также Анна Абрамова, депутат Верховного Совета СССР 3-го созыва, писала Жданову, что «некоторые руководящие работники еще имеют вредные, чуждые взгляды на женщину, как на неполноценного работника, и распускают клевету об их неспособности к самостоятельной руководящей работе» и «под разными предлогами женщин отстраняют от руководящей работы».
Например, на начало 1945 года 18 % руководителей республиканских, краевых, областных, городских и районных организаций были женщины. Но уже по окончании Второй мировой войны в 1947 году их число уменьшилось практически в два раза — до 9,7 % ко всему числу номенклатурных работников. В три раза уменьшилось число женщин в областных, краевых и республиканских организациях: с 23,3 % до 7,9 % (то есть женщинам оставили на откуп город и район).
Кроме того, та же Абрамова подняла вопрос о том, что в тюрьмах и лагерях ГУЛАГа было очень много женщин с детьми и беременных женщин, имеющих на иждивении мужей-инвалидов или ставших вдовами вследствие Второй мировой войны и последовавшего за ней голода. Именно они составили 50 % осужденных в 1946-1947 годах. В своем письме она приводит такой пример: работница Фурмановской фабрики Ивановской области с мужем-инвалидом Второй мировой и ребенком за хищение марлевого мешка приговорена к семи годам тюремного заключения и штрафу 100 рублей. Она была отправлена в тюрьму со своим 2-месячным ребенком.
Открытки к 8 марта в СССР стали выпускаться только к 1952 году. Когда удалось сформировать «армию тружениц и рожениц», то достижения СССР стали пропагандировать братским народам и всему миру, как «тяжелую ношу гнета и бесправия снял с женских плеч социалистический строй». Именно тогда день 8 марта стал выходным. Но так как женские проблемы в СССР не решались, а только пропагандировалось их якобы решение, в реальности наблюдается «гендерная сегрегация в национальной экономике, “двойная нагрузка” на женщину в условиях неразвитости социальной сферы и снижение рождаемости».
В 1970–1980 годах произошла деполитизация праздника: газеты и агитационные материалы теперь пестрили цветами, а женщинам желали здоровья и счастья. Есть предположение, что именно эта деполитизация сделала его таким популярным среди советских граждан, уставших от политических лозунгов. Именно в таком виде его встретила свободная Украина.
Таким образом, представление о том, что 8 марта является праздником цветов и конфет — пережиток СССР, который никогда не стремился в действительности решить проблемы женщин, как и других групп населения. В настоящее время в мире Международный женский день потерял свое социалистическое и рабочее происхождение и стал днем борьбы за права женщин.
Главное изображение: paris.fr