Минск-112: вопросы, оставшиеся без ответа
Тема, надо отметить, весьма интересная и актуальная, поскольку, с одной стороны, прошел почти год с момента подписания Второго минского соглашения, а с другой стороны, переговоры в Минске возобновились. При этом за год как украинское общество, так и украинские журналисты не определились с тем, является ли подписание этого соглашения победой, предательством или, на худой конец, хотя бы приемлемым вариантом для страны.
Фильм телеканала «112 Украина», разумеется, точки над і в этой дискуссии тоже не расставил, тем более что у авторов фильма и у большинства экспертов, в нем участвовавших, были явно противоположные мнения. Кроме того, большая часть фильма была посвящена не столько самим соглашениям, сколько контексту, в котором они подписывались.
Во-первых, очень много внимания было уделено военной ситуации на Донбассе в тот момент — боям за Дебальцево, Широкино, Донецкий аэропорт, — которые, безусловно, были важным фактором в скорости принятия соглашений. И уступок, на которые шли стороны-подписанты: понятно же, что, затягивая время, российская сторона, например, выигрывала, поскольку бойцы АТО в этот момент находились в очень тяжелом положении и под Дебальцево, и в аэропорту. Поэтому, предлагая перенести дату начала перемирия хотя бы на три дня от момента подписания соглашения, российская сторона фактически позволяла боевикам т. н. ЛНР и ДНР укрепить свои позиции.
Этот военный контекст, в котором был подписан документ, занимает почти две трети фильма, в то время как рассказу собственно о происходившем в Минске остается куда меньше времени. Но и это время потрачено как-то нерационально: есть масса вещей, которые очень хотелось бы узнать, но при этом в фильме об этих фактах либо не говорится вообще, либо вопросы остаются без ответа. Например, такой: после окончания переговоров под итоговым документом не подписались президенты, участвовавшие в переговорах — то есть Путин, Порошенко, Меркель и Олланд, документ заверили «переговорщики»: трехсторонняя комиссия и представители так называемых ЛНР и ДНР. «В дальнейшем вопрос о том, почему лидеры нормандской четверки не рискнули подписать договоренности, которых они с таким трудом добивались, так и остался открытым», — например, говорит Виолетта Трикова. Интересно, что этот вопрос не был задан ни одному из экспертов, присутствовавших в фильме, да, впрочем, и никому вообще. Может быть, Кучма мог на него ответить, или Порошенко, или хотя бы бывший на тот момент министр иностранных дел? Впрочем, ни один из этих людей вообще никак и ничего не комментировал в фильме: от МИДа выступал экспертом Алексей Макеев, директор департамента политики и коммуникации МИД, который, естественно, никаких кулуарных подробностей не выдавал, да и вообще ничего интересного не рассказывал. Ни один из тех, кто реально присутствовал на переговорах в Минске, тоже в фильме не был представлен, как, впрочем, и те, кто сейчас представляют Украину на этих переговорах. Единственное исключение составляла Ирина Геращенко, возглавляющая переговоры по гуманитарным вопросам. Остальные — Евгений Марчук, Игорь Веремий и Владимир Горбулин — в фильме только названы, хотя было бы интересно узнать и их мнение о пользе / вреде подписанных документов, а также о ходе реализации этих договоренностей. Зато на эту тему в фильме активно высказывается экс-кандидат в президенты генерал Николай Маломуж, «военный эксперт», актер и психолог Алексей Арестович и экс-президент Виктор Ющенко — все трое, насколько известно, не принимали участия ни в переговорах, ни в подготовке документов, и, насколько известно вашему автору, никакого отношения к Минским договоренностям не имеют. Более того, в фильме нет ни одного эксперта по внешней политике Украины, ни вообще политолога или дипломата со стажем, который мог бы высказать свое мнение.
Зато в «Войне и Минске» масса комментариев бойцов, которые участвовали в АТО, — и тех, кто оказался в котле, и тех, кто отбивал атаки в аэропорту, и тех, кто оказался в плену. Отдельная сюжетная линия в фильме — сотрудники канала «112 Украина», которые либо работали в зоне АТО, либо сами стали участниками боевых действий после мобилизации. Это, согласитесь, важно — но все же не в контексте рассказа о Минске-2 — ведь авторы обещали зрителям ответы на следующие вопросы: «Что на самом деле скрывается за формулировкой "Минские соглашения"? Кто и как договаривался о том, чтобы в столице Беларуси собрались лидеры Украины, России, Франции и Германии? Как реагировали на подписание мирного договора те, кто воевал в зоне АТО? Была ли альтернатива подписанным соглашениям и возможно ли выполнить то, о чем договорились лидеры "нормандской четверки"?»
Полный и внятный ответ журналисты канала «112 Украина» дали на вопрос об отношении бойцов к Минским соглашениям — большинство не в восторге, честно говоря. Однако есть и такие, которые поддерживают мир — кстати, в финале фильма журналисты рассказали, чем теперь, после войны, заняты все те, кто воевал. И это, безусловно, самый яркий момент картины. А вот о самих Минских соглашениях получилось не так впечатляюще.