Виділіть її та натисніть Ctrl + Enter —
ми виправимo
Телепрограммы, которые нас усыпляют
Зрители с равным успехом погружаются в сон и под жаркие прения героев политических ток-шоу, и под приключения гостей талант-реалити, и даже под выпуски новостей. И хотя продюсеры не рассчитывают на такой результат, схема телеусыпления остается простой и безотказной: заппинг – выбор канала – пять – десять минут просмотра – сон. Хорошо, что в современных телевизорах есть таймер выключения.
Так почему же зрители спят у телевизора? MediaSapiens попытался это выяснить – в том числе у тех, кто создает ТВ.
Как в психбольнице
Знаменитая психиатрическая клиника Павловка расположена всего в километре от главного телецентра страны. Светлана Нетрусова, зав. отделением кризисных состояний Киевской психоневрологической больницы №1 им. академика Павлова, рассказывает о «телевизионных» мотивах больных, которые ей приходится наблюдать.
«Телевизионный бред нередко бывает при шизофрении, при органических расстройствах психотического уровня, – говорит кандидат медицинских наук. – Например, больной, когда смотрит телевизор, уверен, что передача идет специально для него одного. Что ведущий посылает ему зашифрованные сигналы. Другие считают, что телевидение действует на них какими-то лучами, волнами – и они часто разбивают телевизор. Сейчас реже, чем раньше, встречаются пациенты с онейроидными переживаниями. При этом человек считает себя участников каких-либо событий. А всю информацию о них больные обычно получают из телевизионных передач. Вот одна девушка, ее сняли с поезда, была уверена, что едет на переговоры с Ющенко, Януковичем и Путиным решать судьбу страны. Она чувствовала себя одновременно в двух местах. И свою “вторую реальность” черпала из телевизора. Я следующим образом объясняю студентам раздвоение личности. Есть телевизор, который что-то показывает. А по его экрану ползает муха. Так муха – реальность номер один, а происходящее в кадре – реальность номер два».
Сама Светлана Нетрусова телевизор смотрит мало (кстати, те продюсеры, что прозорливей, знают о существовании тенденции отказа от ТВ; массовой ее пока не назовешь, но лиха беда начало). Доктор говорит, что особо ее раздражают и тревожат отечественные политические ток-шоу, причем неважно, от какого производителя.
«Особо настораживает агрессия, которая сквозит в выступлениях гостей на ток-шоу Киселева и Шустера, – говорит г-жа Нетрусова. – Происходящее там напоминает грызню в крысятнике. И это действует разрушительно».
Нравятся же врачу-психиатру познавательные документальные фильмы, комедии и детективы: «Они, с одной стороны, не напрягают, расслабляют, а с другой – заставляют думать».
В общем, можно предположить, просмотр какого телепродукта предшествует сну кандидата медицинских наук. Американский исследователь психики Мартин Сэлигман пишет: «Выбирая между хорошей книгой и заурядной телекомедией, мы сплошь и рядом решаем в пользу последней, хотя для людей, которые смотрят по телевизору комедии, типично состояние легкой депрессии».
Спокойной ночи
Семен Горов, режиссер, рассказывает: «Есть такая программа на “1+1”, кажется, она называется “Клуб жінок”. Там все тихо, спокойно, неторопливые красивые планы. Под нее так хорошо засыпается! Еще прекрасно засыпать под сериалы, в них ничего не происходит».
В отличие от вечернего, у утреннего телеэфира задача сформулирована четко и кратко: пробудить зрителя, прогнать остатки сна, взбудоражить, дать пинок, толкающий в направлении разгорающегося дня. И в этом плане у Семена Горова есть свое предпочтение.
«По-моему, на “Интере” утром есть такая передача, ее ведут двое мужчин. Вот она меня будоражит! Ведущие говорят на странном языке, многие буквы не выговаривают. Я пытаюсь понять, о чем они толкуют, но безуспешно».
Что касается серьезного, то режиссеру кажется, что «в политических ток-шоу есть хотя бы видимость демократии».
Мирослав Попович, академик, директор Института философии НАНУ, считает, что на украинском ТВ почти нет ничего, кроме развлечений и эстрады. «Поэтому большинство программ мне неинтересны, и я их не смотрю. Предпочтение отдаю каналу TВi. Смотрю ток-шоу Шустера, но часто не успеваю досмотреть до конца: поздно заканчивается. Что не видел накануне вечеров, смотрю в утреннем эфире. У Куликова тоже интересная программа», – сказал г-н Попович.
На основной философский вопрос о духе и материи в телевизионном преломлении академик ответил как сторонник идеалистических взглядов: «Не человек формирует телевидение, а телевидение человека. В любых условиях. Если оно на это не способно – оно как горох об стену. Наше телевидение не в состоянии освещать культурное единство. Бываю за границей – во Франции, в Америке, в Польше – иногда смотрю телевизор целый день. Уровень всех культурных программ там на порядок выше, чем у нас».
Андрей Кудин, писатель: «Я засыпаю от новостей, причем на всех каналах. Все одно и то же, а подается крайне примитивно. Даже какое-то неординарное событие преподносят либо чересчур пересоленным, либо с избытком сахара. Уже лет десять я стараюсь вообще не смотреть украинское телевидение. Где здесь вы видели профессиональных журналистов? Студенты какие-то. Уровень ведущих на том же CNN несравненно выше. А у нас – дешевая жвачка для глаз».
Светлана Зорина, начальник главного управления культуры Киевской городской администрации, признается, что ей не интересно украинское ТВ: «Очень раздражает реклама. Смотрю разве что новости – на 24-м канале, на 5-м, на “Интере” и на Первом национальном. Раньше смотрела ток-шоу Шустера, но в последнее время – не могу. Потому что из жизненной программы оно стало сплошь бюрократическим. Не ток-шоу, а какое-то совещание. Например, вижу Богословскую – выключаю телевизор. Программа Киселева мне больше нравится. В общем, я не смотрю телевизор».
Владимир Зеленский, художественный руководитель студии «Квартал 95», в недавнем прошлом – генеральный продюсер телеканала «Интер»: «Я добираюсь до телевизора поздно. Заснуть могу от выпуска новостей любого канала. Если нет интересных событий у нас – переключаюсь на Euronews. Все наши новости работают на свою аудиторию: спокойные – на “Интере”, на СТБ, на ICTV; желтые – на “1+1”. Но интересных фактов нет. Новости не должны быть прилизанными».
Зеленский считает, что мировая культура на нашем телевидении не освещается. «За границей – совсем другое дело. Иногда там показывают по телевизору что-то об Украине интереснее, чем у нас. Я засыпаю на наших новостях», – говорит экс-продюсер «Интера».
Страшной тенденцией он считает показ сериалов по восемь серий в день на "Украине", «Интере», «1+1», ICTV.
«Засыпаешь, просыпаешь шесть серий. Но, как говорится, пипл хавает. Наши талант-шоу не очень интересны. Интересно получается, если шоу от первого кирпича до последней черепицы со всей ответственностью сделано самостоятельно, а не заимствовано. Но мы стараемся не придумывать ничего нового, поэтому талант-шоу у нас очень много, больше, чем в некоторых европейских странах. Ток-шоу неинтересны. Появляются их клоны, засилье клонов. Почему бы не сделать другое ток-шоу, ведь ему можно придать новую форму. Все любят друг друга, и все каналы делают одно и то же. Главное – даже не страшны клоны. Но интерес теряется к политическому ток-шоу как к направлению. Дайте что-нибудь другое, надоели одни и те же яблоки!» – сказал Зеленский.