Как стране стать счастливее: опыт государственного управления счастьем от Бутана до Британии
Как стране стать счастливее: опыт государственного управления счастьем от Бутана до Британии
Британия стала пионером западного мира в области совершенно эфемерной. Как ни странно, эту сферу можно обозначить как повышение уровня счастья в стране. Фроули видит в этом также заслугу бихевиористской команды британского правительства (Frawley A. Semiotics of happiness: rhetorical beginnings of a public problem. — London etc., 2015). Он констатирует, что падение уровня счастья стало серьезной проблемой для западных стран.
Британия увеличила уровень ВВП в несколько раз за 20 лет, а уровень счастья упал. Тогда и возникла проблема. Опрашивая жителей, стали получать этот показатель, хотя он и может выглядеть несколько субъективным. Но его уже ввели в свою статистику Франция, Канада, Япония. Причем счастье не напрямую связывается с уровнем ВВП. Такая бедная страна как Бутан вполне счастлива, поскольку там занялись этой проблемой одними из первых, заменив показатели ВВП на уровень счастья (см. тут и тут). Для западных стран депрессия стала очень серьезной проблемой, на борьбу с которой нацелены лучшие силы.
В Британии есть комиссия по благополучию и счастью, куда входит и Гальперн, возглавляющий бихевиористкое подразделение правительства. В отчете комиссии рассматривается и проблема измерения такого субъективного понятия как благополучие. Интересно, что в своем отчете комиссия не только предлагает рассматривать ментальное здоровье столь же внимательно, как и физическое, отдельным пунктом идет становление характера детей в школах. Здесь констатируется следующее: «После родителей школы являются следующим источником влияния на развитие детей. Изучение "жестких" умений важны, но такими же есть способность к эмпатии, жизнестойкость и другие "мягкие" умения. Самоконтроль, упорство, способность отложить вознаграждение, способность справляться с шоками являются хорошими указателями на позитивные результаты для взрослого. Мягкие умения важны не только для благополучия человека, который их получает, но для всех, с кем он встретится. Эти черты, в свою очередь, связаны с высоким уровнем субъективного благополучия во взрослой жизни».
В английских школах есть сотни программ по социальному и эмоциональному обучению. Анализ этих программ показал, что в среднем самочувствие детей улучшилось на 10 %, поведение на такой же уровень. И даже академическая успеваемость улучшилась на 10 %, что заставило авторов отчета написать: более счастливые дети лучше учатся.
В мире накоплен опыт обучения не совсем традиционным знаниям и умениям. Например, обучение жизнестойкости, впервые разработанное учеными Пенсильванского университета, а потом перекочевавшее и в Великобританию (см. подробнее об это опыте, включая и содержание школьных уроков тут, тут и тут). Еще есть обучение медитации с концентрацией на сегодняшнем моменте. Кстати, сейчас этому активно обучают американских военных, чтобы лучше концентрировались на настоящем и не имели «ментальных путешествий» в прошлое или будущее (см. тут, тут и тут). К примеру, американских морских пехотинцев обучают буддистским техникам медитации. Военные обратились к этим тренингам не только потому, что они важны как обучение концентрации в боевой ситуации стресса, но и потому, что 30 % солдат имеют постстрессовые синдромы при возвращении из Афганистана и Ирака. У англичан есть также обучение детей ценностям, например, доброте (см. тут, тут, тут, тут и Carr A. Positive Psychology. The science of happiness and human strengths. — New York etc., 2011).
Кроме Гальперна, известным специалистом по счастью в Британии является Лейард. Это под его редакцией выходит Всемирный отчет по счастью, в первой же главе которого Сакс говорит, что США за 50 лет достигли стремительных успехов в экономике и технологиях, но ничего подобного нет в области счастья населения.
В своих трех лекциях, прочитанных 3–5 марта 2003 г. в Лондонской школе экономики, Лейард также говорит об этом ( см. тут, тут и тут). Он задает счастье таким образом: это чувствовать себя хорошо, наслаждаться жизнью, ощущая ее прекрасной. Но нам следует помнить, что стопроцентно чувствуют так жизнь далеко не многие. Просто в той или иной стране может быть разное соотношение счастливых и несчастливых людей. И даже в среде самых богатых тоже отнюдь не все счастливы.
В целом главное влияние на уровень счастья идет от следующих источников: экономических, личностных / социальных, окружающей среды. Из экономических причин уровень дохода важен, как и бедность. Однако доход задает только 2 % влияния на счастье. Более важны личностные / социальные факторы, на них приходится 40 % всех заболеваний. Следующий существенный фактор — качество человеческих отношений, как в семье, так и в обществе.
Профессор Лейард возглавляет группы по оценке психического здоровья нации (см. тут и тут). Эта же группа подготовила доклад по депрессии. В случае депрессии зафиксирована цифра обращений за год — два и три четверти миллиона пациентов. Большинство получают лекарства или вообще ничего. Общее число психически больных составляет шесть миллионов. Один психотерапевт может вести 80 больных. За год надо принять 800 тысяч больных. Поэтому требуется 10 тысяч психотерапевтов.
В дальнейшем они пошли по пути обучению врачей когнитивной психотерапии, чтобы не пользоваться лекарствами. Были опубликованы списки книг, которые могут улучшить настроение. И эти книги должны были быть в библиотеках.
При этом и ООН, и весь мир с пристальным вниманием смотрят на Бутан, в котором ВВП заменили на ВВС (валовое внутреннее счастье). Здесь живет 800 тысяч жителей со средним доходом 100 долларов в месяц. New York Times цитирует одного из исследователей этого феномена: «Бутанцы объединили буддистскую духовность и босоногую экономику в уникальную модель, у которой многие другие страны могут поучиться».
Кстати, человек, придумавший термин «босоногая экономика», чилийский экономист Манфред Макс-Ниф (см. тут, тут и Max-Neef M. Human scale development. — New York — London, 1991) говорит, что это экономика, которую изучают не в кабинетах, а непосредственно в грязи. Он вводит также разницу между знанием и пониманием. Живя в среде бедности, он очень многое понял о бедности. Например, то, что бедность очень креативна: чтобы выжить, нельзя быть идиотом, ведь каждую минуту надо думать, что следующее. Креативность он считает константой этого уровня жизни. А еще есть взаимопомощь, взаимодействие, которых больше нет в современных обществах, являющихся индивидуалистическими, алчными и эгоистическими. А для нас это очередная подсказка относительно того, откуда может идти счастье.
Хотя доходы в Бутане самые низкие, продолжительность жизни увеличилась на 19 лет с 1984-го по 1998-й, достигнув 66 лет. 60 % земель остаются покрытыми лесами. То есть речь идет о том, что источником счастья могут быть неэкономические источники.
Как решение Британия сегодня принялась активно развивать любое низовое взаимодействие людей. А философский советник правительства Блонд заявил, что и капитализм, и коммунизм атомизировали людей, чтобы облегчить управление ими. Понятно, что одновременно найдена и социальная форма, которая не способствует благополучию — одинокий человек.
Камерон говорит, что внимание государства к благополучию влияет на принятие политических решений. Например, Британия приостановила закрытие почтовых отделений, когда поняла, что это места, где люди могут встречаться и общаться (см. о других британских подходах и анализах тут, тут, тут, тут, тут и тут, кстати, есть и критика субъективности в подходах по измерению уровня счастья).
Британские данные по уровню счастья своего населения таковы: 78 % взрослых удовлетворены своей жизнью, средняя цифра ЕС — 69,3 % (данные 2011 г.), 79 % взрослых оценивают достаточно высоко свой уровень культурного участия (данные 2013 г.).
Наиболее удовлетворены жизнью в ЕС такие страны: Дания, Финляндия, Швеция, Голландия, Люксембург. Это первая пятерка сверху. И наименее довольны (пятерка страну снизу): Болгария, Венгрия, Греция, Эстония, Латвия. И некоторые конкретные цифры по разным сферам. Наиболее удовлетворены семейной жизнью на Кипре, наименее — в Болгарии. Наиболее удовлетворены социальной жизнью в Дании, наименее — в Болгарии. Наиболее удовлетворены поддержкой по личным или семейным делам в Словакии, наименее — во Франции.
По данным этого же ведомства статистики наиболее несчастливыми местами в Британии являются города. Предыдущие исследования, наоборот, демонстрировали, что на счастье влияют здоровье и экономические факторы. Сейчас самой счастливой стала Северная Ирландия. Исследователи пытаются понять, как влияет на это «доступ к зеленым пространствам» и «чувство сообщества», что более сильно выражено в сельских районах. Каждый пятый лондонец отмечает свою тревожность (22,4 %). В Лондоне наибольший доход, но достаточно низкая удовлетворенность жизнью.
Сегодня британское правительство пытается влиять на многие сферы, которые могут увеличить уровень удовлетворенности жизнью. Это, к примеру, подталкивание к брачным узам, поскольку тогда продолжительность жизни мужчин увеличивается на семь лет, а женщин — на четыре года.
Гальперн говорит: «Женатые чувствуют себя счастливее. Правительство не должно говорить, мол, поэтому вы должны жениться, но вполне разумно сказать: если вы сделаете это, вы, вероятно, будете счастливы, а если это — будете, возможно, несчастны, так что решайте сами».
Исследования показали также связь между счастьем и здоровьем. Поэтому кампании за физкультуру, диету и против курения свели в одну. Расширяется психотерапевтическая сеть, в которой используется когнитивная психотерапия.
Бутан в свое время действовал более решительно. Здесь, например, запретили ряд телеканалов, среди которых были MTV, канал моды, некоторые спортивные каналы с «мордобоем» (см. тут, тут, тут, тут и тут). В 1999 г. Бутан стал последней страной мира, которая подключилась к телевидению. И так как половину его населения составляет молодежь, телевидение стало для нее серьезным испытанием. Бутан смог пойти на такие кардинальные меры, потому что там правит король: в Бутане абсолютная монархия.
Но и 81 % англичан считают, что правительство должно заниматься ростом счастья, а не благосостояния (см. также тут и тут). Правительственный think tank обсуждает следующие выводы из исследований удовлетворенности жизнью:
- надо концентрировать на позитивах, так как политика чаще борется с негативами, чем продвигает позитивы,
- люди — социальные существа, поэтому они счастливее, когда делают нечто вместе,
- доверие, причастность и социальный капитал очень важны.
Британии удалось сдвинуться с места в этом направлении, поскольку отвечающий за эти проблемы в нескольких правительствах Гальперн начинал заниматься проблемой еще будучи академическим работником (см. его книги Halpern D. Mental health and the built environment. More than bricks and mortar? — New York, 1995; Halpern D. The hidden wealth of nations. — Cambridge etc., 2010).
Сегодня он считает, что многие вещи постепенно становятся более понятными. Например, то, что религиозные люди более удовлетворенны жизнью, чем нерелигиозные.
Он ссылается при этом на книгу Путнема и Кемпбелла «Американское благоволение» (Putnam R.D., Campbell D.E. American Grace. How religion divides and unites us. — New York, 2010). Кстати, Кемпбелл изучает роль религии в американской политике (см. его сайт www3.nd.edu/~dcampbe4). По поводу книги он говорит: «“Американское благоволение” в нашем названии относится к единству, которое мы нашли среди разных религиозных линий. Мы обнаружили, что люди реально сходятся вместе, будучи при этом из разных верований и разных религий».
Другой соавтор, Путнем говорит в этом плане об эффекте тети Сюзен: «Сегодня более половины всех американцев в браке с кем-то из другой религиозной традиции. Наша дружба существенно нарушает религиозные границы. Нельзя демонизировать людей другой религии, если у вас есть кто-то такой в собственной семье. Мы называем это "эффектом тети Сюзен". Почти каждый американец испытывает его из-за межрелигиозных браков и подобных вещей».
Роль религии, по словам Гальперна, в том, что такие люди чаще помогают другим. Люди, которые посещают церковь раз в неделю, в десять раз более готовы помогать своей церкви или религиозной группе. По американской социологии, они также в 1,5 раза более вероятно помогут культурным организациям, в 1,6 раз — организациям по охране здоровья, в два раза вероятнее помогут соседям, в 2,4 раза — школе или молодежной группе, в 2,7 раза — бедным или престарелым.
И борьба за счастье является не только головной болью для англичан. Об этом думают Чили, Аргентина, Франция. Есть соответствующий доклад по этой же тематике, подготовленный для французского правительства.
Теперь, когда возникает соответствующая социология, между странами возникает благотворное соперничество. Дания, Норвегия, Швейцария, Голландия и Швеция названы самыми счастливыми из 156 стран. США — на 17-м месте, находясь позади Канады (6), Австралии (10), Израиля (11), Объединенных Арабских Эмиратов (14) и Мексики (16). Великобритания на 22-м месте, Германия — на 26-м, Япония — на 43-м, Россия — на 68-м и Китай — на 93-м.
Интересно, что большая часть людей получает некую степень удовлетворенности жизнью только во время отдыха. Еще один «отклоняющийся» феномен возник на базе изучения и попытки понять то, что французы в целом на 20 % менее счастливы, чем другие нации (см. тут, тут, тут и тут). В результате Франция получила звание нации пессимистов. Это как-то противоречит нашим представлениям о Франции как о стране вина и веселья, тем более имеющей высокий уровень экономики.
Сеник, открывшая этот феномен, попыталась объяснить это влиянием культуры и образования. Иммигранты, переехавшие во Францию, постепенно также становятся такими, как все вокруг. Французский язык также не стал фактором, поскольку феномен не распространяется на другие страны, говорящие по-французски. Франкоговорящий жители Швейцарии или Канады так же счастливы, как и их соседи.
Зато иммигрант, прошедший французскую школу, более несчастлив, чем иммигрант, не ходивший в такую школу. Так что система образования попала в список факторов, влияющих на несчастливую жизнь французов. Кстати, опросы показывают, что они видят будущий год более хмурым, чем жители Ирака и Афганистана.
Все это Сеник назвала французской загадкой, вынеся эти слова в название своей работы. Ее гипотеза, отталкивающаяся от нормального состояния экономики Франции, состоит в том, что счастье не зависит от внешних факторов, а лишь от факторов внутренних, «культурных диспозиций, ментальных отношений и представлений».
Есть проблема и с уровнем доверия. Если 60 % скандинавов отвечают позитивно на вопрос, можно ли верить большинству людей, то это же могут сказать только 21 % французов. Она объясняет французскую загадку «ментальными отношениями, получаемыми в школе или других инстанциях социализацции, особенно во время юношеского возраста».
Уровень самоубийств во Франции выше, чем в других старых европейских странах, за исключением Финляндии. Самоубийства является второй после дорожных происшествий причиной смертности в возрасте от 15 до 44 лет, а также первой среди 30–39-летних.
Но одновременно появилось несколько гипотез, объясняющих «лидерство» нескольких развитых стран в плохих показателях счастья (см. тут, тут, тут и тут). Одна из них носит название «парадокс Истерлина» — по имени профессора, предложившего ее. Он объясняет, что рост доходов в таких странах не ведет к соответствующему росту счастья.
Другая гипотеза пытается связать ощущение счастья с генетикой (см. тут, тут и тут). Это сделали профессора Освальд и Прото. Поскольку на первом месте по счастью стоит Дания, то она и стала точкой отсчета. Профессор Прото говорит: «Результаты нас удивили, мы обнаружили, чем больше страна отстоит генетически от Дании, тем меньшее ощущаемое благополучие в ней. Наши исследования изучали множество других влияний, включая ВВП, культуру, религию, силу благосостояния государства и географию».
Но в результате они нашли связь психического состояния с мутацией гена, отвечающего за выработку серотонина, который, как считается, связан с настроением человека. У гена есть длинная и короткая версии. Последняя ассоциируется с большим уровнем невротизма и низким уровнем удовлетворенности жизнью. Среди тридцати стран, в которых проводились исследования, именно в Дании и Нидерландах оказалось наименьшее число людей с таким вариантом гена. Они также подвергли изучению иммигрантов в США, сопоставив их уровень счастья с тем, который имеется в стране, откуда они приехали.
Свежие данные 2015 г., о которых рассказала и газета New York Times, и журнал Time, проверяли уровень счастья у либералов и консерваторов. Вот статья в журнале Science, которая рассматривает «идеологический разрыв» в области счастья: Wojcik a.o. Conservatives report, but liberals display, greater happiness // Science. — 2015. — Vol. 347. — N. Консерваторы более удовлетворены жизнью, чем либералы. Этому может быть множество объяснений, включая религиозный фактор, поскольку религиозные люди более положительно оценивают свою жизнь. Однако это касается самооценки. Анализируя позитивность / непозитивность речи и наличие улыбки на фотографиях, авторы приходят к выводу, что по этим параметрам, наоборот, более счастливы как раз либералы.
Внимание к счастью населения со стороны государства является не просто новым, а во многом беспрецедентным феноменом. Государство впервые смотрит на себя не своими глазами, а глазами своих граждан. То есть это не привычный взгляд сверху, а взгляд снизу, который и дал совершенно неожиданные результаты.
Смена целей и, по сути, всей парадигмы государственного управления с экономической ориентации на социально-психологическую представляется очень важным прецедентом. Но он, конечно, возможен тогда, когда в стране нормально работает экономика. Если не достигнут определенный уровень ВВП, то его прибавление все равно добавляет населению счастья. Однако потом экономика уже не работает в этом направлении.