Конфликт «Субботы плюс» и «Керамиста»: не виноватая я! Он сам пришел…
Конфликт «Субботы плюс» и «Керамиста»: не виноватая я! Он сам пришел…
«В этой ситуации на 100 процентов не прав никто», – пожалуй, именно это замечание, вскользь оброненное собеседником автора данной статьи, наиболее точно отражает суть и развитие событий вокруг невыхода газеты «Суббота плюс». Издание не вышло из-за отказа типографии «Керамист» отдать в печать свежий номер газеты.
За всей этой историей видится образ бизнесмена Евгения Анисимова: именно из-за упоминания его фамилии, по версии самой газеты, типография не хотела печатать выпуск. Судя по ситуации, Анисимов до сих пор ведет по очкам: ибо боятся его (или мифов о нём), судя по всему, по-настоящему. И пока журналисты с редакторами определяются – это хозяйственный спор или все-таки речь идет о цензуре – мы пропускаем основное: прецедент откровенного давления на медиа уже есть. И ближе к выборам станет, судя по всему, еще хуже.
Почему? После пресс-конференции в четверг, 5 июля, на которой было достаточно много журналистов и камер из местных и центральных СМИ, публикации о конфликте могут появиться далеко не у всех. Почти никого из центральных каналов новость совсем не заинтересовала, не появились сюжеты на местном ТВ, и, вероятнее всего, по минимуму сообщат о конфликте и запорожские газеты. Является ли причиной этого то, что почти все они печатаются в «Керамисте», или ситуация с действующими в ней лицами для коллег действительно слишком неоднозначна, – факт остается фактом.
Опрос журналистов выявил: ситуацию расценивают как проявление цензуры единицы, остальные дают обтекаемые ответы, мол, «Керамист» тысячу раз неправ, но ситуация всё равно некрасивая с обеих сторон… На стороне коллег-журналистов – единицы. Так, Яков Носков, собкор одного из центральных телеканалов, уверен: влияние Евгения Анисимова в Запорожье становится практически безраздельным, и «Керамист» – под этим же влиянием.
«Если раньше в политической среде существовала гибкая система противовесов, то сегодня можно наблюдать полную безальтернативность: всё так или иначе замыкается на конкретной фамилии. Из различных источников известно, что в сфере интересов Евгения Анисимова – широчайший спектр объектов бизнеса, как коммунальных предприятий, так и других крупных компаний. Есть достаточно веские основания полагать, что “Керамист” входит в их число. Как бы там ни было, уверен, Дмитрий Зусманович (гендиректор корпорации “Керамист”. – Авт.) не может игнорировать мнение Евгения Анисимова. В силу известных причин, в Запорожье найдется очень немного людей, способных ему противостоять.
Полагаю, что версия, изложенная редакцией газеты “Суббота плюс” о давлении на издание “смотрящим”, является истинной причиной конфликта между типографией и изданием. Аргументы же представителей корпорации “Керамист”, озвученные на пресс-конференции, в сложившейся ситуации выглядят, по меньшей мере, смешно», – прокомментировал журналист свое видение ситуации.
В то же время замгенерального директора корпорации «Керамист» Игорь Гармаш убежден, что все произошедшее в принципе – профессиональный пиар газеты со стороны менеджмента издания, и готов печатать следующий номер «Субботы плюс», настаивая на том, что в конфликте «нет политики».
Генеральный директор корпорации «Керамист» Дмитрий Зусманович тоже отрицает в конфликте политический фактор и настаивает на том, что имел право не печатать в своей типографии гадости о себе же. «Я, слава Богу, не цензура. Мое общее мнение об этой ситуации: им нужен был этот скандал, и они его добились. Я просто попросил не вплетать меня в их анисимовский скандал. Но они сказали мне “нет”. Если бы в статье не было неправдивой информации о “Керамисте”, я бы несмотря на все негативы, включая то же возможное недовольство со стороны Евгения Анисимова, не отменял бы печать газеты. Хотя намеки о том, что у типографии будут проблемы, если я не откажусь печатать эту газету, действительно были. Со стороны власти, – сообщил он в телефонной беседе. – Я подтверждаю, что встреча моего заместителя с Богданом Василенко была. Он говорил с главным редактором “Субботы плюс” о том, что стоит быть поаккуратней с содержанием, с теми же полураздетыми девушками в газете, с революционными заявлениями о свержении существующего строя. Вопрос не в Анисимове. Ведь в статьях речь шла, в том числе, и о президенте и его семье.
Да, мы нарушили договорные отношения, и я за это буду нести ответственность по закону. Но печатать о себе всякую ерунду – и по поводу того, что мы им угрожали, и о том, что я имею отношение к Анисимову, в собственной типографии я имею право не позволить».
Тем временем «Суббота плюс» в пятницу, 6 июля, уже появилась в киосках КП «Пресса». Однако напечатали ее не в «Керамисте». Накануне в киосках вывесили листовки с объяснением, почему ранее газета не вышла.
С этими же листовками в город отправились волонтеры. Двух из них задержали и сопроводили в Шевченковский райотдел милиции. Их отпустили только после того, как в райотдел приехал главред «Субботы плюс». Однако объяснений: кто, зачем и на каком основании забрал девушек в милицию, получить так и не удалось.
«Мы напечатали газету в Донецке. Сегодня ночью (ночь с 5 на 6 июля. – Авт.) я сопровождал машину с тиражом, переживал, чтобы не перехватили, – рассказал в телефонной беседе главный редактор «Субботы плюс» Богдан Василенко. – Сейчас мы заняты заключением договора с этой типографией. С “Керамистом” продолжать работать не будем. Кроме того, сейчас готовим иски к типографии о нарушении условий договора».
В эту же пятницу коллектив «Субботы плюс» вышел к стенам Запорожской облгосадминистрации защищать свое право на свободу слова. Начальник управления по делам прессы и информации Запорожской области Александр Коваленко о митинге знал и даже, несмотря на короткий пятничный день, готов был общаться с митингующими, ведь «позиция губернатора Александра Пеклушенко, – любой процесс какого-либо давления на какое-либо СМИ Александр Пеклушенко расценивает очень негативно».
«У председателя облгосадминистрации однозначная позиция: невыход газеты – это прискорбный факт. Сейчас мы ждем развития событий в правовой плоскости. Мы готовы также изучить и рассмотреть ситуацию по существу, если к нам обратятся с заявлением представители газеты “Суббота плюс”. Однако пока никаких обращений с их стороны не было, так же, как и заявлений о том, что к областной власти есть претензии», – сообщил он автору.
А вот запорожский мэр Александр Син не готов участвовать в событиях, связанных с конфликтом. Его пресс-секретарь Евгений Сокульский так отреагировал на просьбу услышать позицию мэра: «Он не комментирует ситуацию, спор, сложившийся между двумя хозяйствующими субъектами. Он не участвует, не вмешивается ни в какие из этих процессов. То есть, мэрия тут ни при чём».
Роман Пятигорец, глава областной организации Комитета избирателей Украины, так прогнозирует развитие событий: «Сворачивание свободы слова может перечеркнуть все действия нашего правительства на пути к евроинтеграции. Свобода слова гарантирована Конституцией, президент как гарант перед всей страной обещал защищать свободу слову. То, что происходят в Запорожье, дискредитирует нашего президента и имидж Украины во всем цивилизованном мире.
Я не представляю, какой смысл нашей организации мониторить политическую ситуацию в регионе, ставить наблюдателей на участки в день голосования, зачем государство пытается потратить миллионы гривен на установки веб-камер на участках, когда перед избирательной кампанией же есть попытки закрыть газету, которая пишет про недостатки местной власти и критикует политику первых лиц ПР в Запорожской области. Уже сейчас можно говорить о неравных условиях субъектов избирательного процесса и сворачивании свободы слова во время избирательной кампании…»
Чего ждать дальше? Прецедент давления, практически реализованный в Запорожье, о какой бы неоднозначности мы ни говорили, на самом деле, – вполне конкретный набат перед выборами по и так уже немногочисленным медийным свободам в запорожских СМИ. Набат, к которому стоило бы прислушаться по всей стране, ведь ситуация в большинстве регионов аналогичная. С одной стороны – заверения всех, начиная с президента, в отстаивании свободы слова, с другой – бульдозерный подход со стороны неназываемой «власти» к любому инакомыслию, каким бы мотивом оно ни было бы вызвано.