Павел Каныгин: Когда вы в плену, вопрос родины или патриотизма уже не стоит — вам нужно остаться в живых
Виділіть її та натисніть Ctrl + Enter —
ми виправимo
Павел Каныгин: Когда вы в плену, вопрос родины или патриотизма уже не стоит — вам нужно остаться в живых
Репортёр российской «Новой газеты» Павел Каныгин побывал в плену дважды. Донецкие сепаратисты, которым не понравились публикации о ситуации на оккупированных территориях, избили его и выдворили в Россию, так что теперь дорога Павлу в «ДНР» закрыта. Тем не менее, недавно именно он подготовил для онлайн-издания «Медуза» подробное описание жизни в самопровозглашенных республиках. На мастер-классе в рамках Школы политического репортажа Павел Каныгин вместе со студентами сформулировал ряд правил и предостерёг от типичных ошибок.
«Правила репортажа» — цикл профессиональных портретов украинских и зарубежных журналистов, которые были лекторами Школы репортажа в Украинском католическом университете. Героями проекта уже были Анна Гин, Екатерина Сергацкова, Соня Кошкина, Павел Решка, Олег Криштопа, Пётр Андрусечко, Анастасия Рингис и Игор Мечик.
Главное в репортаже — деталь. Она не может быть сама по себе — у каждой детали есть своя функция. Она маленькая, но через неё можно достичь колоссального эмоционального эффекта. И она скажет гораздо больше, чем ваше оценочное суждение.
Нужно уговорить героя сниматься или записываться. Иначе невозможно полноценно общаться, проще совсем отказаться от интервью. Впрочем, важные герои обычно не отказываются от записи, а простым людям всегда можно найти замену.
Прилагательные — это плохо. Я советую их избегать. Роль прилагательных может сыграть глагол. Действие должно говорить само за себя, как у Хемингуэя или Максима Горького. Они хорошие текстовые минималисты.
Нельзя использовать записывающие устройства тайно. Это незаконно. Можно не афишировать факт записи с чиновником, но если это простой человек и речь идёт о личной жизни — никаких сомнений, только запись с согласия героя.
Нет ничего более унизительного, чем ошибка в имени героя. Или в названии какого-нибудь поселения. Текст может быть плох стилистически — чёрт с ним, но фактаж должен быть безукоризненным.
Диалоги всегда интереснее, чем пересказы. Должен говорить герой, а не вы за него. Записывайте всегда — блокнот, диктофон, не важно. Это одновременно и воздух текста, и эмоция, и деталь.
Когда есть время — нужно подождать и подумать. Мысли станут яснее, образы чётче. Но для факта не имеет значения, когда ты его опишешь — сейчас или через час. Хотя в последнее время я стал придерживаться мнения, что чем быстрее пишешь, тем лучше. Ваши конкуренты всегда будут дышать вам в спину.
Не нужно петь гимн — нужно заниматься журналистикой. Я был на Евромайдане и видел, как украинские журналисты вскакивают и поют гимн в критические моменты. Это неправильный подход. Не стоит высказывать своё мнение — передавайте увиденное, даже если вы с ним не согласны.
Как не попасть в плен
Нельзя спорить с героем,когда рядом находятся вооруженные люди. Так часто поступали мои украинские коллеги и из-за этого попадали в плен. Установите на смартфон программу, которая отслеживает ваше местонахождение по GPS-сигналу. Пусть ваши близкие и редактор знают, где вы — отправляйте им сообщения с местонахождением. Назначайте время выхода на связь, если вы не позвонили в определенное время — пусть начинают вас искать.
Очищайтесвой телефон и компьютер от всех компрометирующих материалов. Сделанные фотографии лучше сразу отправлять в облако и удалять.
Если вы попали в плен
Нет смысла скрывать свою личность, ваши похитители все равно узнают, кто вы. Не стоит нервничать, проявлять агрессию. Это может привести лишь к эскалации конфликта. Необходимо узнать, кто решает вашу судьбу. Иначе говоря — кому подчиняются ваши похитители, и попросить общения с этим человеком. Но не стоит агрессивно требовать, так как основной вершитель вашей судьбы в эту минуту — допрашивающий вас человек.
Попросите разрешения позвонить своему редактору, чтобы он смог запустить новость о вашем похищении в медиапространство.
Дайте понять, что вы публичное лицо. Известного человека вряд ли выйдет по-тихому уничтожить. Когда вы оказываетесь в ситуации зависимости от других людей — нужно быть зависимым до конца. Уже нет смысла отказываться от еды или питья.
Не стоит «трепаться» — врать и говорить первым. Отвечайте на конкретные вопросы, не говорите больше, чем вас спрашивают.
Совсем не паниковать невозможно. Но не стоит впадать в отчаяние. Сохраняйте самообладание и чувство собственного достоинства. Не пытайтесь предлагать сотрудничество, не умоляйте, не упрашивайте.
Чем дольше вы в плену, тем сильнее вас не хотят отдавать. Заложник либо выходит в первые сутки, либо через длительный период. Скорее всего, не отпустив вас сразу, похититель начинает раздумывать о вознаграждении за ваше освобождение.
Узнайте, чего хотят ваши похитители. Деньги, обмен либо другие варианты. Торговаться можно. Чем быстрее этот разговор состоится, тем лучше.
Если вас спрашивают о позиции — апеллируйте к тому, что вы журналист и придерживаетесь нейтральной позиции. Если вам задают такой вопрос — это поиск возможности сорваться. Ваша задача — дать как можно меньше поводов причинять вам страдания.
Когда вы в плену, вопрос родины или патриотизма уже не стоит. Вам нужно остаться в живых.
Если вас захотят унизить — они это сделают. Нужно максимально достойно выйти из этой ситуации.
Фото Александры Черновой