Виділіть її та натисніть Ctrl + Enter —
ми виправимo
Общественное ТВ. Где деньги, Мань?!
Отталкиваюсь от значительного факта: в Ганновере произошла интересная встреча президента Дмитрия Медведева и канцлера Ангелы Меркель. Из зала российскому гостю был задан вопрос: «Почему у вас в России до сих пор нет общественного телевидения?». Сидя на сцене совсем рядом с Меркель – у которой в стране есть аж три таких канала – российский президент моментально дал пространные объяснения, из-за чего в могучей державе ужасно трудно такое ТВ иметь.
Главной причиной подобного положения перед многочисленной аудиторией и журналистами было объявлено следующее: «Понимаете, очень трудно найти источник для финансирования такого телевидения. Государство здесь по соображениям объективности и бюджету не может быть таким источником. Финансирование частным образом тоже не годится. Ломаем голову». В переводе на украинский с немецкого и русского: «Нема грошей!».
Сидя в немецком государстве визави с ангелоподобной и удивленной госпожой Ангелой, президент зафиксировал труднейшую финансовую проблему – несмотря на то, что его государство, богатое нефтью и газом, обеспечивающее Германию и всю Европу (небесплатно) этими дорогими продуктами через прямые и обходные (назло Украине) трубы, жалуется, что на важнейший общественный проект нет ни средств, ни источника.
С точки зрения экономики Меркель засуетилась и сказала, что им не надо столько газа, сколько собирается пустить Россия через свои многочисленные нитки – старые и особенно планируемые. Но почему нет общественного телевидения нет в демократическом и цивилизованном смысле?
Им не понять. Для постсоветских это проклятый вопрос. И если уж президент Медведев со своими возможностями затруднен в его решении… (Та же «Телекритика» публиковала в качестве разнообразных положительных примеров буквально со всего мира опыт работы общественных телеканалов и их финансирования. Используйте!).
Однако воз и бронепоезд и ныне там. Ибо у постсоветских «особенная стать» и «собственная гордость» смотреть на них сами знаете как. И на вопрос из немецкого зала – тоже. Даже в России, где есть замечательный безрекламный канал «Культура», огромные золотовалютные запасы и оборонка, спутники и ракеты… Но изгнаны с каналов Светлана Сорокина, Виктор Шендерович, все сатирические куклы, Савик Шустер и Евгений Киселев вынуждены были найти прибежище в Украине, а вход в государственные студии Немцову, Рыжкову, Хакамаде, не говоря уже о Лимонове, строжайше запрещен по списку.
И все равно трудно найти источник для ОТ. Не годятся ни олигархи, ни все государство, ни частники, ни народные взносы, ни рекламный рынок, ни заграница…
И здесь мы зададимся еще одним крамольным вопросом. А нужно ли кому-нибудь у нас, в Украине, общественное телевидение?
Государству? Правящей партии?
Немного теории. Все телевидение плавает на трех китах: информация, просвещение, развлечение. Первый кит усечен и профильтрован. Второй (вместе с моей студией «Киевнаучфильм» и другими просветителями) уничтожен и вытеснен развлекаловкой типа Сердючки и Поплавского. И на первых двух китах удобно разместилась государственная система агитации и пропаганды с помощью «приводных ремней» и «дальнобойной артиллерии партии» по позициям несогласных.
Зачем государству общественное телевидение?
Народу? «Не чіпайте народу, він завжди правий». Это заметно по народным выдвиженцам и депутатам, по делам его первых лиц, которых мудрый народ выбирает за неимением иных.
И еще вопрос: понравился бы сегодняшним телезрителям, воспитанным рекламой, полуправдой и шоу-бизнесом, слишком свободное и просветительское телевидение? «Что, опять будут эти симфонии, балеты, хор будет петь полдня, стихи читать, слишком умные выступать?.. А если исчезнут Герман, Богословская, Жириновский? И за это мы будем деньги платить из своего кармана? А Кобзон будет? А на каком языке будет вещание: на государственном или общественном?
Богачи и рекламисты... Бизнесмен покупает только то, что приносит прибыль более 55%. «Нам, рекламистам, все равно какой канал. Лишь бы были рейтинги и выгодные бренды водки и пива».
Итак, даже на уровне президентов, партий и народа проклятый вопрос общественного ТВ никак не разрешается. Ибо речь идет у нас о независимом канале в независимой стране.
Но нет безвыходных положений и вопросов, которые нельзя было бы решить. Сейчас идет большая подготовительная работа в парламенте и правительстве, подключился президент. И уже наш «нефинансовый, но достоверный источник» подсказывает: комитет по переименованиям превращается в государственный, и уже близится время, когда, по примеру актуальных переименований улиц и площадей, будет переименование телевизионное: за отсутствием другого выхода НТКУ переименовывается в Общественное телевидение Украины. Ура! Это произойдет раньше, чем в Москве. И первой об этом узнает канцлер Ангела Меркель.
Данный материал был прислан автором в редакцию MediaSapiens.
Редакция выражает заинтересованность в отзывах читателей касательно общественного телевидения и будет рада изучить и опубликовать ваши мнения.
Связатьтся с редакцией можно по адресу mediaosvita@gmail.com